Богатые и сумасшедшие

Как известно, у богатых свои причуды, но что если одной из них будет безудержная  благотворительность? Это может показаться милым всем вокруг за исключением родственников. С этого начинается основная интрига спектакля «Странная миссис Сэвидж» «Театра Дождей».

 На большой сцене «Молодежного театра на Фонтанке» «Театр Дождей» вновь представляет лирически-комедийный спектакль «Странная миссис Сэвидж». Постановка Натальи Никитиной радует зрителя с 2009 года, когда прошла премьера спектакля. Пьеса  американского драматурга Джона Патрика создана им в 1950 и вскоре была переведена на русский язык, а уже в 1966 впервые в России в «Театре имени Моссовета» был поставлен спектакль, главную роль в котором играла Фаина Раневская.

«Странная миссис Сэвидж» спектакль о настоящем «горе от ума», здесь все перевернулось с ног на голову: истинное человеколюбие приравнивается к помешательству, а циничные и малодушные поступки наоборот. Героями сегодняшнего действия станут люди из совершенно противоположных слоев общества. Зрителю же, доведется выяснить: кто из этих особ страдает в какой-то степени психическим заболеванием, и у кого это проявляется в полной мере? У пациентов психиатрической клиники или у знатных особ, представляющих сливки высшего сословия? Именно очаровательная миссис Сэвидж способна показать, что у ее богатых и вполне нормальных по общим мерка, приемных детей придури не меньше, чем у любого сумасшедшего.

Главную роль миссис Сэвидж в «Театре Дождей» играет Елена П. Сапронова, ее по-настоящему добрые глаза уже выполняют большую часть необходимого для этой роли.  Тихая, спокойная, но, в то же время не лишенная иронии, миссис Сэвидж оказывается олицетворением места, в котором она оказалась. «Тихая обитель» — это не то, чтобы настоящая «психушка», по крайней мере, это отделение предназначено для  людей, не опасных ни в каком отношении, для тех, у кого есть душевная  трагедия, причиненная жестоким внешним миром. Миром, в котором правят деньги и алчность. Именно странная миссис Сэвидж становится новой пациенткой этой «Тихой обители», ее сюда помещают дети умершего мужа, который был одним из самых богатых людей Америки.

Каждый персонаж, безусловно, заслуживает отдельного внимания, пациенты по-своему жизнерадостные и тоже немного странные. В каждом отдельном случае те или иные обстоятельства способствовали некоторому отклонению в поведении героев, которые прибывают в «Тихой обители». В то же время сюда вынуждены постоянно приезжать, на первый взгляд, совершенно нормальные и успешные люди. Это, например, сенатор штата – один из сыновей миссис Севидж — невозмутимый Тим (актер Александр Клемантович). Еще «Тихую обитель»  постоянно посещает светская львица Лили Бэлл (актриса Анастасия Максимова), она же приемная дочь миссис Сэвидж. И чтобы окончательно довершить картину полного противопоставления тех двух компаний, в которых оказалась миссис Сэвидж, попав в больницу для душевнобольных, то нужно сказать, что третьим наследником Сэвиджа был сам мировой судья. Однако, стоит сказать, что дети не из большой любви так часто навещают мачеху. Она перевела все свои деньги, оставленные ей по наследству в ценные бумаги и спрятала десять миллионов долларов непонятно куда. Но самое смешное, что это выясняется только после того, как миссис Сэвидж уже поместили сюда.

Вообще комедийная составляющая всего действия легка и ненавязчива. Юмор воспринимался на уровне всей парадоксальности ситуации, и не было никакого странного чувства, которое могло бы вызвать ощущения неудобства в осмеянии душевнобольных. Напротив, было смешно, потому что вели себя безудержно именно те, от кого этого меньше всего ожидали. Дети миссис Сэвидж затеяли настоящие «крысиные бега» за десятью миллионами, а сама миссис Сэвидж только провоцировала их на безумные действия. Например, Лили Бэлл выпотрошила чучело в зоологическом музее  в надежде на то, что там спрятаны деньги. А сенатор перекопал все петунии в оранжерее президента. И кого прикажете после этого называть сумасшедшим? А между прочим, эти люди совсем недавно  запихнули свою мать в больницу из-за того, что сочли сумасшествием организовать благотворительный фонд, который помогал бы людям осуществлять мечты.

Звучит очень поэтично, конечно, но прямые наследники мистера Сэвиджа являются одними из самых влиятельных и богатых людей города, и такое простодушие им чуждо. Они не привыкли к тому, что люди могут быть сплоченными вокруг чего-то настолько же сильно, как, например, они вокруг денег.

Жители «Тихой обители» докажут противоположное: своим непосредственным поведением они демонстрируют настоящие чувства, и так уж сложилось, что всем им очень полюбилась миссис Сэвидж. Даже суровая миссис Пэдди (актриса Анна Косенко), которая ни с кем не разговаривает, откровенно расположена к новой пациентке этой лечебницы.

Теперь представьте, какими могут быть обитатели этой самой тихой гавани, берега которой постоянно пребывают в состоянии штиля. Они совсем лишены всех тех чувств, которые необходимы для внешнего мира, ничего их не тревожит, кроме маленьких происшествий в этом беспечном месте. И самым значимым случаем оказывается появление миссис Сэвидж.

Это камерный спектакль, все действие происходит в едином пространстве, декорации на протяжении всего представления не меняются. Это, конечно же, еще больше погружает в атмосферу происходящих событий, заостряется внимание на тончайших деталях и разных мелочах. Поэтому внимание зрителя захватывается всецело, и время летит незаметно. Внедряться во все тонкости этой истории можно очень долго. Это в какой-то степени и детектив. Так как в предфинальной сцене только что нашедшиеся деньги вдруг таинственно исчезают.

Автор пьесы Джон Патрик после ее создания оставил некоторые ремарки и комментарии по поводу того, как ставить спектакль. Он делает акцент на том, что ни в коем случае не следует преувеличивать образы персонажей, находящихся в клинике, не стоит делать из них по-настоящему сумасшедших и развивать сюжетную линию в пользу одного или другого героя. Все они в равной степени несчастны, но только потому, что их сердца наполнены человечностью, они не злятся ни на кого, никого не винят в том, что с ними произошло. Один из пациентов бывший военный, во время атаки он потерял всех своих товарищей и чудом остался жив сам. После большого потрясения он отдалился ото всех и забросил свое любимое дело – игру на фортепиано и только миссис Сэвидж смогла убедить его сыграть для нее, как он делал это публично много лет назад. В случае со спектаклем «Театра Дождей» все эти пожелания были соблюдены и  перед нами предстали трогательные персонажи, хотя и было понятно, что в чем-то они особенные.

Таким образом, миссис Сэвидж является связующим звеном между такими разными двумя мирами, но в каждом из них она занимает ведущее положение. И это не потому, что она властная женщина и способна манипулировать людьми, а просто она добрая, вот и все. А история с круглой суммой денег все-таки закончится в пользу добра.

Текст: Алла Козбаненко

Фото предоставлены «Театром Дождей»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
PROteatr