Больше, чем театр | PROтеатр

Девятого мая в БДТ прошел праздничный концерт, посвященный Дню Победы. Давайте вместе посмотрим, каким он был.

Говоря о театре, мы чаще всего подразумеваем сценическое действие, работу режиссера или актерскую игру. Мы называем театром то, что происходит непосредственно на сцене. Известный исследователь Эрик Бентли использует формулу для театра, очерчивая его границы: театр — это когда «А» играет «В», на глазах у «С». Такая формула актуальна и полезна, но скорее в научном знании. В жизни театр и общество сливаются, и найти ту линию перелома, где заканчивается одно и начинается другое, иногда очень сложно.

Одним из таких примеров неразрывности, единства театра и общественных событий стала история БДТ в годы войны и блокады, в период, когда артисты и сотрудники театра сыграли важную роль, вложив силы в общую победу. Об этом петербуржцам рассказали уже другие, новые артисты знаменитого театра в День Победы девятого мая.

Перед началом концерта атмосфера на основной сцене БДТ празднична и тревожна. В зале публика разных поколений — от школьников до самих ветеранов. Много молодежи, людей средних лет, пенсионеров. Для каждого их них — этот день особенный, соединяющий в себе личное и общественное.

Как показать жизнь театра в годы войны? Вопрос, которые не раз ставили себе руководители вечера. Из океана событий и чувств нужно выбрать самое ценное и актуальное, самое важное для сегодняшнего зрителя.

Художественная форма концерта разнообразна — чтение мемуаров и писем, стихотворений Анны Ахматовой, Ольги Берггольц, Константина Симонова, танцы и исполнение знакомых песен Марка Бернеса, Анатолия Новикова, личные воспоминания нынешних артистов и поздравления.

История, связавшая театр и войну, продлится четыре года. Она начинается в конце июня сорок первого. Актеры в веселом настроении отправляются на Кавказ, в Баку. В советских вагонах — жарко, душно, мало места, но художники веселятся и радостно переносят стеснения. Вечер начинается с таких мажорных зарисовок.

Двадцать второе июня. Труппа прибывает в Баку. Актеры бегут к морю. Уставшие, измученные долгим переездом северные гости брызгаются в теплых бакинских волнах. Они еще не знают, что вермахт перешел границу Союза. Тревога еще не настигла ленинградцев. Первые часы того трагического июньского дня театралы потратят на отдых, на счастливые минуты.

Но война уже рядом. И новость стремительно доходит до них. Нужно возвращаться назад, уже двадцать четвертого июня труппа уезжает обратно на север, в Ленинград. Душный поезд, дискомфорт и жара — все это вторично. Теперь все мысли сотрудников театра связаны с войной. Что будет дальше? Чем закончится эта битва?

— Еще никогда переезд не казался таким долгим, — прочитывает в мемуарах одной из актрис Татьяна Апткикиева.

А дальше наступила война. Тяжестью обстрелов и бомб она придавила жителей северной столицы. Театр решили эвакуировать в Киров. Часть актеров получила повестки, ушли на фронт. Другие — тоже на фронт, но уже в качестве актеров. Играли признанные постановки — Чехова, Горького, Гольдони. Десятки концертов в неделю. В Кирове театр полюбился жителям. На фронте, в тесных партийных зданиях актеры БДТ делали невозможное. Постановки на войне пользовались успехом у солдат. Офицеры и рядовые полюбили ленинградский театр, и его художественные успехи на фронте мотивировали армию не только сражаться, но и выживать. Чтобы снова, уже в мирное время, посмотреть полюбившиеся спектакли.

В годы войны артисты не ограничивались своей привычной, художественной работой. Театр стал одним из центров помощи прибалтийским беженцам, жителям, пострадавшим от бомбежек. В театре помогали раненым, оказывали медицинскую помощь. Художники по очереди дежурили, тушили пожары, несли ночные службы.

Обо всем этом артисты говорили по-разному. Когда-то серьёзно и с тревогой, в другой раз с нежностью и личными переживаниями. На сцену в этот день вышли артисты разных поколений — от Светланы Крючковой до молодого Виктора Княжева.

Сама сцена, которую оформил Кочергин, осталась практически пустой. Только в центре деревянное полотно, на котором по периметру прибиты памятные вещи тех лет — винтовка, фотографии солдат, детские игрушки, макет самолета. Деревянная плоскость то поднимается, то опускается, а иногда и меняет свой угол наклона, становится вертикальной, и на ней высвечиваются картины военного Ленинграда.

Вышел на сцену в этот день и Олег Басилашвили. Он один из немногих в этом зале, для кого война стала частью биографии. Актер застал ее совсем мальчишкой, но хорошо помнит, как она началась, и первые обстрелы, и тревогу. Олег Валерианович рассказал гостям свою семейную историю — историю брата. Совсем еще юношей, закончившим артиллерийское училище в сорок первом, он погиб под Курской дугой. Воспоминания мастера обогащали вечер, показывая другие, менее приятные стороны жизни. Добавляя критические мысли к войне, актер прочитал стихотворение Евгения Евтушенко «Мед».

— Для меня это не столько праздник, сколько день скорби, — завершая свое выступление, произнес Басилашвили.

В праздничном концерте БДТ не было чего-то сверхординарного. Все сдержанно, нейтрально и, может, даже предсказуемо. Советские образы и личные драмы уже долгие годы являются достоянием культурной среды. Но предсказуемость в данном случае не несет в себе негативного оттенка. Тысячи людей пришли узнать, как проживал театр военные годы. И авторы концерта дали публике увидеть и почувствовать жизнь БДТ семьдесят лет назад, соединив вместе несколько поколений в общем праздничном вечере. Может, этот концерт не войдет в историю театра как наиболее выдающийся, но он играет свою, важную роль в сохранении исторический памяти, и этим он ценен.

Текст: Марк Радницкий

Фотографии предоставлены пресс-службой театра



Рейтинг
( Пока оценок нет )
PROteatr