Фестиваль «Радуга». День седьмой. Радость творчества

В финальный день фестиваля прошли два спектакля: «Корабль дураков» Дениса Бокурадзе и «Белое на белом» Даниэле Финци Паски. Интересно, что оба спектакля названы с оглядкой на картины известных художников. Живописность языка роднит постановки друг с другом, завершая фестиваль на высокохудожественной ноте.

«Корабль дураков»: эстетика будней

Все, изображенное на картине Иеронима Босха «Корабль дураков», символизирует людские пороки. Сюжеты средневековых фарсов, которые выбраны в качестве литературной основы спектакля, этому соответствуют.

eprvdopwfrk-1024x682-1

Человеческие страсти – эротические желания, в первую очередь, оказываются в центре режиссёрского исследования. Денис Бокурадзе тщательно вымерил каждый элемент постановки, начиная от костюмов, света, музыки и заканчивая интонацией и жестами. Спектакль «Корабль дураков» — лауреат премии «Золотая маска-2017» в номинации «Лучшая работа художника по костюмам в драме» (Елена Соловьева). Костюмы представляют собой холстинные одеяния с причудливыми подробностями: утрированно большими грудями и задами, вычурными гульфиками. Легкомысленным костюмам вторит грим: губы сердечком, нарисованные брови, вычерненные зубы, подведенные глаза, нарумяненные щеки, веснушки, лысины и замысловатые прически.

Мир фарсов предельно сужен: всех занимает вопрос плотских утех, обмана или измен. В спектакле есть рассказчик – шут, призывно позвякивающий бубенчиками, хранящими в себе некую тайну. Шут соединяет истории и участвует в последней из них. Рефреном звучит фраза о том, что люди знают других, но не знают самих себя. В глубину человеческих пороков нас погружают 6 артистов, играющих по несколько ролей. Важно, что персонажи меняются внешне и внутренне: каждый герой не имеет ничего общего с предыдущем. Сипы, хрипы, картавости помогают им в этом, раскрывая все богатство актёрского инструментария.

В спектакле можно увидеть любовников всех мастей: священников, господ, слуг, стариков, молодых. В последнем эпизоде участвует и рассказчик, играющий литейщика, который может переплавлять стариков в молодых людей. Жаждущие обновления юные жены отправляют своих мужей к чародею, и через некоторое время вместо них появляются молодые, наглые и красивые мужчины. Но это не удовлетворяет женщин, которые теряют власть в доме. Плотская любовь уходит на второй план, а личностные качества человека и комфорт оказываются превыше всего. В финале звучит совет: «Чтоб не ведать бед таких, //Храни вас боже от затеи //Переплавлять мужей своих». Легкий и шутливый спектакль дает возможность насладиться актерскими работами, исполненными филигранно, и понаблюдать, как прекрасно звучат со сцены фарсы 15-16 века. Артисты играют тонко и поэтично, эстетизируя человеческие страсти.

«Белое на белом»: клоунада как способ общения

Картина Казимира Малевича «Белое на белом», по словам художника, является «знаком чистоты человеческой творческой жизни». Эта чистота становится центром повествования и главным цветом спектакля.

gmfmiun1qa-1024x682-2

На Большой сцене ТЮЗа играют двое: мужчина и женщина. Они рассказывают историю своих взаимоотношений, но говорят друг о друге в третьем лице. Это отстранение позволяет иначе смотреть на сюжет и воспринимать их не как героев, а как рассказчиков.

Вся сцена увешена лампочками, которые, словно человеческие души или звезды, разговаривают друг с другом, играют в догонялки, переливаются как новогодние гирлянды, исполняют различные мелодии – говорят на особом, поэтическом языке. Артисты используют элементы клоунады, позволяющие рассказать о своих чувствах на неведомом, небытовом языке. В финальных сценах герой надевает голову гиппопотама, чтобы повеселить свою заболевшую жену. Это детская попытка уйти в маскарад (недаром, дети любят клоунов!) и последующее выздоровление героини воспринимается как чудо, подарок режиссера, решающего спектакль в нежных, лиричных тонах.

Настоящее искусство подразумевает под собой поэтичное высказывание, творческий акт, желание излить душу, подобрать яркий образ, который выразит то, что чувствует или думает человек. Спектакли, ставшие участниками фестиваля «Радуга», — хорошие примеры этому. Абсолютная разноликость постановок, стремление режиссеров высказаться и сделать что-то новое, заразительное желание артистов играть, а зрителей смотреть – превратили первую неделю лета в настоящий театральный праздник.

Текст: Елизавета Ронгинская

Фото: Наталья Кореновская

Рейтинг
( Пока оценок нет )
PROteatr