Недавно в Союзе театральных деятелей разгорелся скандал. Хотят исключать из членов СТД Рудольфа Фурманова, только в декабре назначенного советником Беглова по культуре. За что исключать? И при чем тут его программа развития культуры Санкт-Петербурга до 2023 года? Разберемся.
Итак, в декабре руководитель театра «Русская антреприза» имени Андрея Миронова, телеведущий Рудольф Фурманов стал советником губернатора. Вскоре он подготовил программу развития культуры Санкт-Петербурга. И тут понеслось. СТД буквально вскипел. Вскипел, как давно не кипел. До такого состояния, что готов исключить заслуженного человека из СТД. Это за программу то. За это проголосовали члены Совета петербургского отделения СДТ. Окончательное решение принимать Москве.
Черным по белому в заключении СПбО СТД сказано, что, конечно, в роли руководителя своего театра Фурманов «приносит пользу», но «близкое общение с выдающимися личностями не означает, что он сам стал обладателем знаний и умений для разработки документа, определяющего развитие культуры нашего города». Далее в документе говорится, что программа Фурманова несостоятельна, идеи «безумны», что это «личные, никак не систематизированные, отрывочные соображения хозяина частного театра». Фурманов обвиняется в личной заинтересованности в том, чтобы театры города были ограничены «в вопросах формирования творческих составов и планировании текущего репертуара».
Что же так возмутило театральных деятелей? Да, финансируется театр Фурманова не просто хорошо, а очень хорошо, и его финансирование только увеличивается, исчисляясь десятками миллионов. Тут он стоит особняком. И, возможно, давно вызывает зависть. В документе СТД отмечается, что в некоторые годы доля финансовой помощи театру Фурманова превышала 50 процентов от общей суммы, выделяемой на поддержку всех негосударственных театров города. Но ведь он и выдает спектаклей гораздо больше, чем все остальные.
Но дело не только в этом. В своей программе Фурманов, кроме прочего, предлагает пересмотреть порядок назначения руководителей театров и срок нахождения их у власти. Он предлагает ввести контрактную основу, ограниченную конкретным сроком, а не оставлять бессрочные контракты, как сейчас.
Также он считает, что «Комитет по культуре Санкт-Петербурга должен повысить требования и контроль» за работой государственных театров. Все это не могло не вызвать негативную реакцию СТД, ведь в Санкт-Петербурге есть театры, чье руководство находится у «кормушки» этих театров десятки лет и это пребывание не всегда можно назвать продуктивным. Страх потерять насиженные места велик. Кто знает, возможно, именно поэтому в СТД таким единым фронтом выступили против Фурманова.
Еще одним «больным моментом» в программе Фурманова могло стать то, что он заявляет о необходимости создания журнала о культуре города. Не только о театрах. О культуре. Он признается при этом, что его предложения в этом плане всегда встречали «скрытое противодействие», как будто кто-то «боится конкуренции в освещении культурно-театральной сферы Петербурга либо беспокоится за распределение грантов в Комитете по печати – хватит ли на все журналы о культуре».
Нетрудно догадаться кто этот «кто-то». Кто хочет быть «единственным и неповторимым», ревностно, порой грубо и даже по хамски отстаивая эту свою, становящуюся все более призрачной «единственность». Автору этих строк вспоминается даже то, что однажды, пришлось испытать на себе недовольство этих «кого-то» тем фактом, что кто-то кроме них дерзнул писать о театре в Петербурге. Хай начался с перечисления стилистических недостатков и закончился оскорблениями в Фейсбуке в адрес наших авторов и осуждением размера груди вашей покорной слуги. Еще тогда, пару лет назад, стало ясно, что за кость в своих зубах эти люди готовы биться всеми правдами и неправдами.
Сам Рудольф Фурманов СТД тоже, как оказалось, не жалует. В комментарии, который он дал «Фонтанке» по поводу скандала, Фурманов сказал, что ему «плевать».
Текст: Елизавета Митрофанова
Фото: официальное сообщество Вконтакте Театра «Русская антреприза им. Андрея Миронова»