Комедия на все времена

Иногда нам необходимы новые ощущения, а иногда — так не хватает хорошо знакомого старого! Спектакль, прошедший в театре «МимИГРАнты», — лучшее лекарство от ностальгии.  «Комедия с убийством» — это комедия на троих, отображающая в смехотворной форме захватывающие приключения, а вместе с тем и человеческие слабости. Это своего рода ретроспектива, открывающая дверь в мир старого, доброго юмора ушедшей эпохи.

30 января великому кинорежиссеру Леониду Гайдаю исполнилось бы девяносто три года. Этот человек создал, пожалуй, лучшие советские комедии: «Бриллиантовая рука», «Операция Ы», «Кавказская пленница» и многие другие. 29 января в театре «МимИГРАнты» состоялся творческий вечер, посвященный памяти Леонида Гайдая, главным событием которого и стал знаменитый спектакль «Комедия с убийством».

Между прочим, «Комедия с убийством» получила  в 1989 году Гран-при «Золотой клоун» из рук выдающегося актера Юрия Никулина. Героями постановки стали до боли знакомые Трус, Балбес и Бывалый. Бывалого сыграл сам бессменный руководитель театра «МимИГРАнты» Александр Плющ-Нежинский, Труса и Балбеса играют Тимур Ивлиев и Олег Пышняк. Комедийные зарисовки в сопровождении представления-пантомимы позволяют расслабиться и от души посмеяться над простейшими, а иногда такими сложными истинами жизни.

Вечер открыл писатель Олег Солод, член Российского союза профессиональных Литераторов, сценарист юмористического и сатирического жанра. Пока зрители собирались и устраивались в зале, на экране, который находился на сцене, крутили фрагменты из фильмов Гайдая. Выступление Олега Солода настроило публику на позитивный лад. Короткие юморески, все так же взятые из жизни, ярко демонстрируют и высмеивают человеческую сущность. Последняя зарисовка — это сценарий серии из сериала про скорую помощь: врач, медсестра и пациентка в машине скорой помощи.  Врач усиленно прощупывает пульс, слушает дыхание, осматривает молодую пациентку вдоль и поперек, а выясняется, что она просто подвернула ногу.

Звенит телефон – сигнал, что пора начинать главное представление.

Спектакль дарит неповторимые ощущения от игры мимики и жестов, проявления десятка эмоций в минуту без помощи слов. Конечно, все это на любителя, поскольку материальная составляющая почти не существует в пространстве этого воображаемого безмолвного мира – ведь многое зритель должен себе нарисовать и придумать. Несомненно, нужно чувствовать и вживаться в волшебную реальность, реальность, созданную клоуном на сцене. И это очень неплохое развлечение для фантазии.

Живое участие в спектакле принимали и гости мероприятия – это еще одна составляющая всеобщего веселья. Жертвой становились случайные люди из зала, некоторые упирались, стеснялись, но все равно выходили на сцену. Трем клоунам удалось создать музыкальный оркестр из приглашенных зрителей, они в считанные минуты обучили ребят игре на музыкальных инструментах, а потом довольствовались получившейся картиной. Во время этого, конечно шутили и каламбурили, что приводило многих в восторг. В зале присутствовали даже дети, ведь такой простой, импровизационный юмор по душе и тем, кто помладше.

Клоуны, самые настоящие, в смешных ботинках, в забавных костюмах в черно-белую клеточку, в удивительных шляпах и такой знакомой тельняшке выплескивали со сцены кучу позитива. Они дарили бутафорские цветочки дамам, контактировали с вымышленными зрителями, угрожая одним взглядом, затем улыбались и переключали внимание на следующую миниатюру.

Быть может, черно-белые тона доминируют здесь неспроста – ведь жизнь, как мы помним, сама по себе полосатая зебра. Как говорят, не было бы худа без добра, и многие мгновения жизни, когда не до смеха, нужно пытаться воспринимать не столь серьезно. В спектакле эта мысль как раз хорошо проявляется — иногда стоит посмеяться и задуматься о нелепости происходящего, посмеяться даже над самим собой.

Запоминающейся стала сцена с бегунами, когда все три героя с номерами на груди бежали кросс, чтобы определить победителя. Трус слетел сразу, а вот Бывалый и Балбес еще сражались за первенство, за условный трон. Не поделив первое место, они чуть не поубивали друг друга, и трон был развален, всем досталось лишь по кусочку. Соперничество иногда раскрывает людей не с лучшей стороны. И еще вчерашние друзья готовы пожертвовать своей дружбой ради кусочка славы, а в нашем случае и вовсе за кусочек  стула готовы драться.

В продолжение всего спектакля атрибутом клоунов было ружье, их главный реквизит, довольно внушительных размеров и выполненный в стиле надувного ружья из фильма «Маска». Акцент на оружие сделан неспроста, ведь не стоит забывать, что эта комедия — все-таки с убийством. А без приключений и маленьких неприятностей, как известно не бывает и хохмы. Под прицелом мог оказаться кто угодно, очень часто это был кто-нибудь из зала и какой-то невидимый враг. Но интересней всего было наблюдать за взаимодействием между героями на сцене. Что только они не вытворяли с этим огнестрельным своим аппаратом! Уморительно было смотреть на каждую их выходку.

Сквозь выстрелы был слышен звон монет.  Трус карикатурно собирал вымышленные денежки, трясясь всем телом и остерегаясь пуль. Очень похоже на сцену из «Кавказской пленницы», когда Вицин сильно сопротивляется  посреди дороги, но его крепко держат. Как уже отмечалось, этот спектакль — ностальгия по легендарным, настоящим шедеврам русской кинокомедии. Безусловно, многие сцены из представления можно назвать отголоском комедийного жанра прошлого столетия. Хроники комедии, простой, без примеси фальши, наполненной глубокой моралью сквозь призму юмора.

Еще один момент, когда герои прибегали к помощи зала, — это сцена с художником и дворником. Так сказать, противостояние работящего класса и вшивой творческой интеллигенции. На сцену была вызвана натурщица, девушка встала в позу на краю сцены, а в это время художник писал портрет. Но появился дворник и смел весь мусор в элегантную шляпу творца, аккуратно лежавшую на полу. Художник высыпал мусор обратно и заставил дворника вновь мести на том самом месте, началась заварушка. Иронически освещенные отношения дворника и художника, сражающихся за смысл своих привычек, высмеивание уважения над трудом ближнего —  это и сейчас актуально. Разные взгляды на жизнь порой сталкивают лбами совсем незнакомых людей, и каждый хочет доказать, что именно он прав. Действие повторялось несколько раз подряд, но никто не отступал, дошло до крайностей, а затем вновь послышались  одобряющие смешки и аплодисменты зрителей.

Безусловно, все происходящее не оставило равнодушным никого. Среди присутствующих были в основном молодые люди, которым с раннего детства по приключениям Шурика и прочим бессмертным советским картинам знаком такой добросердечный юмор. Когда представление закончилось, никто не покинул своих мест, актеры подыграли и стали просто импровизировать, перекидываться репликами с гостями, в то время как все подумали, что это часть представления. «Всё!» — сказал руководитель театра и исполнитель роли Бывалого Александр Плющ-Нежинский, и зрители послушно стали собираться.

Текст: Алла Козбаненко

Фотографии предоставлены пресс-службой театра

Рейтинг
( Пока оценок нет )
PROteatr