Концертная «Русалка» в Капелле в честь дня рождения Пушкина

День рождения великого русского поэта А.С. Пушкина и день русского языка отмечали в Петербурге разными мероприятиями. На сцене Капеллы в честь этого дня прозвучала концертная версия знаменитой оперы «Русалка». А мы в честь этого дня рассказываем читателям не только об этом мероприятии Капеллы, но и об истории этой оперы.

10Nu4KOulSQ

Отсутствие привычных для зрителя и слушателя декораций на сцене с легкостью восполнил Симфонический оркестр Государственной Академической Капеллы Санкт-Петербурга под руководством своего бессменного художественного руководителя, дирижёра  и почетного гражданина Санкт-Петербурга  Владимира Чернушенко, которому принадлежит  редакция непосредственно концертной версии. Благодаря игре музыкантов и увертюры  композитора  Александра  Даргомыжского, слушатели невольно перенеслись в мистическую атмосферу сюжета, начавшуюся на берегу Днепра у мельницы.

Хор и симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга на этот раз исполняли не только знаменитую увертюру к опере, но и принимали участие в качестве второстепенных действующих лиц –  крестьян, бояр, боярынь, и русалок.  А главные роли  легендарной оперы, состоящей  из пяти картин исполнили:  заслуженный артист России Пётр Мигунов, выступивший в роли Мельника (бас), Заслуженая артистка России  Дарья Лейбова (Княгиня, меццо-сопрано), Ольга Осипченокова (Наташи, сопрано), Олег Трофимов (Князя, тенор). Дарья Рынкова выступила в роли Ольги (сопрано), Никита Андреев пел партию Ловчего и  Денис Щербин исполнил Свата. Среди действующих лиц  была и самая юная исполнительница – Настя Волк, сыгравшая роль 12 летней русалочки.

В честь дня рождения А.С. Пушкина познакомим тех, кто не знаком с его произведением «Русалка», ставшим известной оперой, с историей ее создания.

Rusalka_14

Известно, что Пушкин не дописал драму и даже названия она у него не имела. Произведение с одной стороны вполне реалистическое, а с другой — сюжет его вполне сказочен и схож со многими подобными сюжетами о несчастных обманутых девушках, утопившихся от несчастной любви и ставших рускалками. Замысел оперного либретто на сюжет драмы А.С. Пушина «Русалка», выпущенной в печать после смерти поэта, возник у основоположника реалистического направления в русской музыке — А. С. Даргомыжского. Работа над оперой началась со второй половины 1840-х годов и окончилась только в 1855 году. И Даргомыжский  доработал историю,  однако, бережно отнесясь к замыслу поэта. Он добавил в произведение песен, народно-бытовых эпизодов, заменил некоторые второстепенные персонажи и, разумеется, написал музыку.

Премьера оперы состоялась в мае 1856 года на сцене Мариинского театра, однако дебют не имел успеха из-за организационных недоработок  и, успев провести  всего одиннадцать  показов, был снят с репертуара уже через год. Первое возобновление же оперы приходится на 1865 год, тогда и началось широкое ее признание среди российского слушателя и за рубежом: в Лондоне, Париже, Берлине, Праге, Нью-Йорке, Сан-Франциско и др. Однако, в период советской власти опера была  незаслуженно забыта. К счастью, со временем она снова завоевала оперные подмостки и говорит с нами языком Пушкина и музыкой Даргомыжского.

Конечно, за годы своего существования опера качественно изменилась, пройдя сквозь эпохи, герои произведения и либретто успели  воплотиться в  самых разных вариациях постановок на сценах легендарными исполнителями главных партий – Ф.И. Шаляпиным,  О.А. Петровым, Л.В. Собиновым, И.С. Козловским. В день рожденья Пушкина концертное исполнение оперы по его произведению было хорошей данью поэту и прекрасным напоминанием о его таланте.

Государственная Академическая Капелла постоянно обращается к творчеству А.С. Пушкина, наполняя его литературное творчество вкупе с композиторским творчеством музыкальным гением исполнения. Для многих любителей классики, в подобном сочетании в Капелле одно из самых подходящих мест для того чтобы слышать и слушать этих двух российских гениев — и Пушкина и Даргомыжского, а сегодняшний концерт — лишнее тому подтверждение. Автору этих строк хотелось в день памяти великого поэта окунуться в Пушкина с головой и ему это удалось на сто процентов.

Текст: Елизавета Шарова

На фото одна из первых афиш оперы «Русалка»