Любовь и страх охватили людей на земле! Поверьте, это не пустые слова, ведь мюзикл «Мастер и Маргарита» — словно порождение самого сатаны. В хорошем смысле. Потрясающие воображение спецэффекты и 3D-декорации делают присутствие темных сил как никогда реальным. По крайней мере, на время спектакля.
Готический и в тоже время какой-то космический мир черной магии завораживает с первых же минут спектакля. Демонические танцы неземных существ, зловещая музыка, дьявольская свита Мессира и ледяной властный голос Воланда (Иван Ожогин) сразу расставляют все на свои места — этим спектаклем точно будто правят черные силы.
Демоническая и загадочная Гелла (Анна Ковальчук) в сексуальных платьях и с огненной копной волос, изворотливый, больше похожий на черта Бегемот (Дмитрий Чикунов) в черном бархатном костюме кота, безумный и бузудержный демон-шут Коровьев (Олег Калабаев) — свита Воланда истинное воплощение хаоса. Каждый их выход будто бы переворачивает сцену с ног на голову!
Ужасающий мир Воланда, который просто врывается в московскую обыденность 30-х годов, — идеальная площадка для новейших спецэффектов и 3D-декораций. Обитель черных сил предстает перед зрителями в совершенно поразительной красоте. Это тот самый случай, когда словосочетание «страшно красиво» можно употребить более чем уместно! События разворачиваются между двумя тончайшими прозрачными занавесами, на которых отображаются залы готических замков, московские квартиры, дворцы эпохи Понтия Пилата, фантасмагорические причудливые пространства. Декорации, лишь отображенные на занавесах, не только создают объем, а, казалось бы, передают жизнь этого магического места — пляшущее пламя в свечах, шелестящие листья деревьев на Патриарших и магические вихри в космосе. Благодаря этим технологиям места действия меняются мгновенно, точно зритель усыплен и не видит ни границ, ни перемещений.
И всему этому магическому адскому миру противостоит, конечно же, любовь. Светлая искренняя любовь Маргариты (Анастасия Макеева) и Мастера (Антон Авдеев) оказывается единственным спасением для мира от этой всепоглощающей дьявольщины. А то, что Иешуа в сюжетной линии о Понтии Пилате играет тот же актер, что и Мастера, возносит их союз до небес. Сцены с участием Мастера и Маргариты, как правило, нежные и лиричные, они точно останавливают сумасшедший ритм и зависают во времени.
«В людях соединились любовь и страх» — эта фраза, звучащая не раз, определяет всю суть нашего бытия. Страх и любовь, зло и добро, черное и белое. И если любовь светлую и чистую воплощают Мастер и Маргарита, то должна быть и обратная сторона медали. Отвергнутая Воландом Гелла и отвергнутый Маргаритой Воланд — два жгучих, испепеляющих чувства. Но любовь черных сил не может быть счастливой, поэтому оба отвергнуты. И оба, такие эффектные и характерные, к концу спектакля точно превращаются в холодные статуи, сведя движения и эмоции к минимуму. А на контрасте с вновь соединившимися и буквально летающими от счастья Мастером и Маргаритой они и вовсе выглядят разбитыми и опустошенными.
Не так важна эпоха, не так важны события в Москве, ведь страх и любовь затмевают все. Как и обилие спецэффектов, которое выводит мюзикл на какой-то новый уровень, возводя эмоции в двукратную степень, но при этом снижая значимость танцевальной и музыкальной части. В любом случае, искусство, граничащее с технологиями, – это новая эпоха мюзиклов. И в этой эпохе все работает на разжигание сильнейших эмоций зрителя.
Текст: Яна Чичина
Фотографии предоставлены пресс-службой театра