Миллион роз, страданий, мечтаний

Оказывается, что песня «Миллион алых роз» имеет за собой действительную историю. Говорят, что грузинский художник Нико Пиросмани потратил все свои сбережения на розы для любимой. Спектакль о нелегкой судьбе художника «Праздник одиночества. Пиросмани» был представлен во Всемирный день театра в Ялтинском театре имени А.П.Чехова.

 Этот спектакль поведает о том, как большая трагедия малоизвестного художника превратилась в большую трагедию великого творца. Нико Пиросмани (настоящая фамилия Пиросманашвили) – художник, гордость Грузии. Он является представителем наивного примитивизма. Художник-самоучка, позже получивший известность во всем мире, в конце жизни был вынужден голодать и бедствовать. Еще один непризнанный гений своего поколения.

«Праздник одиночества. Пиросмани» — совместная постановка Ялтинского театра «Partal» со студенческим театром «Крылья». Режиссер спектакля Елена Дадинская. Действие представляет собой лирическую драму. Воспроизведены страдания и тяготы художника, но наряду с этим, в спектакле есть, где улыбнуться. Приведен своеобразный диалог с творчеством художника Пиросмани. Диалог можно воспринимать в буквальном смысле, так как на сцене появляются герои его произведений, они оживают и говорят с ним. Таким образом, главный персонаж спектакля – сам Пиросмани, становится заложником собственного иллюзорного мира. Спектакль по мотивам пьесы Вадима Коростылева.

Творчество Нико Пиросмани зачастую высмеивалось, многие его современники не понимали простоты и какой-то нелепости, нарисованных им картин. Позже, в период популяризации авангардных направлений в живописи,  картины его стали довольно известны как в Грузии, так и за рубежом. Однако широкую известность художник получил только после своей смерти.

Есть такая история, которая, к сожалению, не подтверждена историческими фактами, но в то время это вполне могло пройти бесследно. Как Нико Пиросмани продал свою долю в молочной лавке и купил на все деньги розы для прекрасной актрисы Маргариты. Существует версия, что Маргарита приняла розы, но так и не ответила взаимностью художнику и уехала в Париж с богатым поклонником. Много лет спустя, на выставке в Париже какая-то дама остановилась напротив портрета Маргариты, написанного Пиросмани. Возможно, это была она, та женщина, для которой бедный художник превратил свою жизнь в цветы.

Впрочем, сегодня она предстала на сцене театра имени Чехова. Маргарита сошла с картины, она возникла в больном воображении Нико Пиросмани, как и другие герои его полотен. Все они недовольны своей участью, ругают Пиросмани за погрешности на рисунке, за то, что он нарисовал их такими. Пиросмани переживает не за себя, он переживает за свои картины, конечно, он хочет, чтоб им было хорошо. С другой стороны, он же сам нарисовал их такими и от этого уже никуда не деться. Рыбак в красной рубахе  — жалуется не на улов, досадует на то, что только отпугнул рыбу своей рубахой, князья-грузины недовольны скудным столом, запечатленном на картине. А драгоценная актриса Маргарита недовольна всем, в особенности отсутствием накидки, без которой мерзнут ее плечи.

В постановке задействовано много музыкальных номеров, начинается она с грузинской песни и в продолжение всего спектакля можно погрузиться в колорит  грузинской музыки и танцев. Все это, конечно, разбавляет обстановку драматического действия, которое разворачивается на сцене и придает ей особенную грузинскую живописность. Трогательные монологи самого Пиросмани заставляют взгрустнуть, и окунуться в атмосферу, где творит непризнанный художник.

Нико Пиросмани, на самом деле был особенным человеком, окружающие часто не воспринимали его всерьез, кто-то даже считал его странным. Это имеет отражение в спектакле, некоторые реплики очень просты, но в то же время абсолютно немыслимы. Например, художник в споре с очередным своим детищем, героем собственного произведения откровенно заявляет, что он – Виноград и если надо, то он может жить в черешне. В то же время, некоторые его умозаключения, отнюдь не лишены смысла. Он говорил  о пчеле, которая на закате дня спешит в улей со своим медом, но кто-то встречается ей на пути и втаптывает ее в грязь. Пчела умирает, а тому, кто убил ее неважно, что она несла мед. Это заставляет задуматься о самом творчестве Пиросмани, которое не раз посмели втоптать в грязь. Еще множество высказываний, в спектакле создают такой образ Пиросмани, силуэт такой натуры, которая имеет тонкую душевную организацию, чьи мысли чисты и наивны, как и его картины.

В главной роли самого Пиросмани — Артур Камилов, лауреат премии «Лучшая мужская роль», спектакль дважды занимал 1 места театральных фестивалей. Ялта «Остров счастья», Москва «Серебряная россыпь».

Музу художника, а точнее его мечту играет Насиба Умарова. Да, в спектакле есть еще и такой персонаж, как Мечта. Только она одна поддерживает Пиросмани, она едет с ним в этом поезде «в никуда», она обещает быть покорной, не жаловаться на то, как он рисует ее, Мечта по имения Ия поет ему песни на русском и грузинском языке. Именно она вдохновляет его, но горе-художнику не хватает лишь только мечты, чтобы преодолеть  все тяготы и невзгоды собственной жизни. Он остается где-то в небытие, имея огромное желание творить. Ко всему прочему в его собственной голове возникают противоречия, больные видения преследуют его.

Бедный художник, удручен не только всеобщими насмешками над своим талантом, он вынужден страдать и скитаться еще и потому, что истратил все свои сбережения. Да, это тот самый человек, который купил миллион алых роз для заезжей актрисы из Парижа. Никто так и не оценил его благородного поступка, только спустя много времени, об этом узнают люди из песен и спектаклей.

После спектакля артисты и зрители собрались в фойе для обсуждения самой постановки и трагической судьбы Нико Пиросмани. Сознательно ли художник сделал выбор в пользу творческих скитаний? Наверно, Пиросмани не выбирал для себя голодную жизнь, но был полностью предан своему искусству и не видел для себя другого выхода. Вечный вопрос так и остался открытым. Вот с чего начинается спектакль и этим уже многое сказано:

«Тишина! Это — когда четыре стены и нет двери, чтобы кто-нибудь еще вошел.

И можно раскидать по углам руки. Потому, что устали. В кармане устали шарить,

чтобы найти завалявшийся пятак. В темноте устали шарить, чтобы найти свободную скамейку. Только краски мешать не устали…»

Текст: Алла Козбаненко

Фото предоставлены театром «Partal»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
PROteatr