МЯГКАЯ СИЛА ОПЕРЫ. О НЕтворческом вечере Василия Бархатова

Начну с признания – я плохо знаю и не очень люблю оперное искусство. Это не столько моя вина, сколько беда: как говорится, не сложилось. Однако, у каждого есть шанс расширить кругозор, научиться воспринимать что-то новое. И на этом пути важна роль конкретной личности. Как океан начинается с капли, а театр – с вешалки, так познание идет от человека, сумевшего заинтересовать, поразить, зацепить. Например, балет пришел в мою жизнь благодаря таланту Михаила Барышникова, театр – через постановки «Ленкома» Марка Захарова и «Сатирикона» Константина Райкина. А интеллектуальный роман с оперой начался 4 декабря 2015 года – с НЕтворческой встречи с оперным режиссером Василием Бархатовым.
Заинтриговал уже пресс-релиз мероприятия, полученный в качестве приглашения от Музея театрального и музыкального искусства, где обещали вечер в обществе «enfant terrible и призрака оперы в одном лице». По нынешним временам типовых маркетинговых рассылок такая подготовка порадовала и настроила на творческий лад. Не будучи заядлым театралом, фамилию Бархатов я видела много раз – в новостных колонках и рассылках, посвященных культурным событиям мирового уровня и экстравагантным постановкам. Чаще всего в публикациях мелькало слово «самый»: самый молодой режиссер, самый успешный оперный постановщик, самый востребованный российский театральный талант в Европе. После агрессивно-эмоциональной атаки СМИ и интернет-ресурсов я ожидала увидеть убойно-харизматичного и самоуверенного профи. Но вместо этого на сцене появился обаятельный молодой человек с прекрасным чувством юмора, влюбленный в свое дело и на удивление тактичный в том, что касается восприятия окружающими его творений.
Харизма оказалась мягкой и… непреклонной. Ее обладатель полтора часа увлекательно рассказывал об оперном искусстве, объяснял, делился впечатлениями, приоткрыл завесу тайны над происходящим за кулисами и во время репетиций. А главное – удивлял, удивлял и удивлял. На редкость трезвой оценкой своих сил и возможностей, разумностью сомнений и пониманием здоровой нестабильности жизни и творчества, в которых все постоянно меняется. Интересом к человеку, его возвышенным и низменным глубинам, чувствам и переживаниям, трудным поискам себя. Трейлеры двух европейских спектаклей, показанные на встрече, одновременно заставили закипеть мозги и обнажили болевые моменты: «Осуждение Фауста» — как история взаимоотношений отца и сына, где Мефистофель выступает в роли собирательного образа людских пороков; «Хованщина» — как история страны, которой никто не может управлять. И общий лейтмотив: людей убивает не действие реальной или мнимой страшной силы, а сплетни, страх и ожидание конца, приводящие к саморазрушению.
К счастью, сам Василий Бархатов щедро делится только позитивной энергией и полон желания созидать, двигаться вперед и пробовать что-то новое, не мороча людям голову внутренними сомнениями, а предлагая свое видение определенных тем и вопросов. Он – не диктатор, как принято думать о режиссерах, во всяком случае, таковым себя не считает. Однако, по его собственному признанию, делает то, что считает нужным, при необходимости проявляя гибкость, но оставляя последнее слово за собой.
Итак, морально я готова идти на оперный спектакль и впитывать новое. Пока живы впечатления от встречи с молодым талантливым режиссером, постараюсь попасть в Мариинку или Михайловский театр именно на его постановку. Вряд ли все будет, как по нотам, но ведь лучший способ избавиться от соблазна – поддаться ему. А оперный соблазн велик.

Гость НЕтворческого вечера режиссера Василия Бархатова Виктория Гуляева

Фото предоставлены организаторами мероприятия

В этой рубрике мы даем слово не профессионалам, не театроведам и журналистам, а зрителям, которые по-своему воспринимают различные явления театральной действительности, через призму своих эмоций, это может быть правильно или неправильно, спорно или бесспорно, но это — слово зрителя. А оно всегда немаловажно. Редакция напоминает, что мнение зрителей данной рубрики может не совпадать с мнением редакции журнала PROтеатр