ОЛЬГА ХОМОВА: «КУЛЬТУРА В РЕГИОНАХ РАЗВИВАЕТСЯ, А КОНЦЕРТНОЕ ДЕЛО В СФЕРЕ ФИЛАРМОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ ПРОЦВЕТАЕТ»

Нынешняя осень обозначилась громкими юбилейными датами в творческой деятельности музыкального коллектива Петербургской Академической Капеллы. О праздничных петербургских мероприятиях, текущей всероссийской деятельности коллектива рассказала в интервью PROтеатр директор Капеллы Ольга Хомова.

Россия. Санкт-Петербург. Хомова Ольга Сергеевна директор Капеллы.

PROтеатр: Новый сезон Капелла начала с масштабных гастролей. Как они прошли, какие города вы посетили и какой программой радовал ваш коллектив регионального зрителя?

Ольга Хомова: Да, для нашего музыкального коллектива важно, что новый осенний сезон в Академической Капелле начался с именно гастролей хора и Симфонического оркестра по регионам России.  Так, одним из гастрольных городов стал Калининград, где музыканты выступали в Кафедральном соборе. В этот вечер певческой Капеллой и симфоническим оркестром был исполнен «Реквием» Моцарта, зал был переполнен! Далее состоялся концерт в недавно открытом современном зале — «Янтарь-Холл» города Светлогорска.

PROтеатр: Во время гастролей вы посещали Сибирь и Урал. Насколько там, в дали от центра сильны культурные традиции?

О. Х.: Действительно, Урал и Сибирь мы посетили в октябре. Начали с поездки в  Тюмень, где сохранились мощные культурные традиции, благодаря которым совсем недавно был воссоздан симфонический оркестр. Выступление хора и оркестра Капеллы состоялось в знаменитой Тюменской филармонии. Далее – Екатеринбург, четвертый по численности населения город России и крупнейший культурный центр. Встречала нас знаменитая Свердловская государственная Академическая филармония, руководитель которой – лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства Александр Колотурский, а художественный руководитель и главный дирижер Уральского филармонического оркестра – Дмитрий Лисс. Необходимо отметить, зал филармонии очень знаменит, что позволило организовать масштабный проект – «Всероссийский симфонический форум».  В свою очередь, оркестр и хор Капеллы привезли из Петербурга для исполнения сложную программу – «Ивана Грозного» Сергея Прокофьева и Вторую симфонию Яна Сибелиуса. Аналогичная программа была и на гастролях в Челябинске.

PROтеатр: Наверняка эмоций после гастролей масса. Что произвело наибольшее впечатление?

О. Х.: Поразило то, что в Екатеринбурге и Челябинске коллектив Капеллы не просто хорошо принимали, а с нетерпением ждали переполненные зрительские залы. Поразило качество инфраструктуры и высокий уровень организации концертного дела. Так, в Челябинске нам был представлен вновь отстроенный органный зал – специально созданный, помимо существующих уже залов самой Филармонии. Приезжая на гастроли в другие города России, мы имеем возможность работать совместно с принимающими нас коллективами, что, безусловно, важно как для хора и симфонического оркестра Капеллы, так и для общего культурного развития региона. Именно благодаря подобным поездкам удалось убедиться, что культура в регионах развивается, а наше концертное дело в области филармонической музыки только процветает. Поэтому мы всячески способствуем обмену опытом и культурному общению как нашего, так и других музыкальных коллективов.

PROтеатр: В результате появились какие-то новые культурные связи с региональными культурными организациями?

О. Х.: Да, например, с Министерством культуры Калининградской области удалось заключить договор о дальнейшем сотрудничестве. А уже после гастролей состоялся официальный визит руководства Концертного зала Калининграда и заместителя Министра культуры Калининградской области в Санкт-Петербург, где проходило обсуждение предстоящих совместных проектов.

PROтеатр: Расскажите нашим читателям, чем порадует слушателей коллектив Капеллы в новом сезоне 2016-2017?

О. Х.: Нынешний сезон в Капелле особый – юбилей ный. Отмечаю

тся три юбилейные даты, одна из которых посвящена «Невским хоровым ассамблеям» – проекту, который в свое время инициировал и воплощал художественный руководитель Капеллы народный артист СССР, лауреат Государственных премий России Владислав Чернушенко. Фестивалю в этом году уже 35 лет, а начинался он с того, что был Всероссийским хоровым смотром. И впервые именно в стенах Академической Капеллы получила свое историческое возрождение традиция исполнения духовной музыки в светских учреждениях. Благодаря Владиславу Чернушенко многие музыкальные произведения, запрещенные в советские годы, впервые были исполнены на сцене, и на данный момент они уже плотно вошли в репертуар не только Капеллы, но и многих известных хоровых коллективов России и всего мира.

PROтеатр: В этом году празднуется также юбилей симфонического оркестра Капеллы и 125-летие немецкого романтического органа …

О. Х.: В стенах Капеллы, к сожалению, в советские годы оставался только хор. Однако  25 лет назад был восстановлен и знаменитый оркестр,  руководителем которого стал главный дирижер Александр Чернушенко.  Для нас очень важен этот юбилей, ведь оркестр молодой и поэтому яркий, а главной его особенностью является жанровая разносторонность.  Например, вчера на сцене могли звучать симфонии Бетховена, Чайковского, завтра в том же исполнении прозвучит симфо-джазовая музыка, а уже послезавтра – даже симфо-роковая. Например, оркестр работает с  Борисом Гребенщиковым и другими современными композиторами. Не каждый симфонический оркестр может позволить себе такую широкую палитру музыкальных стилей.

Что касается третьего нашего  юбилея — 125-летия органа Капеллы. На сегодняшний день в Капелле существует большое количество органных проектов с участием хора, симфонического оркестра и солистов. В этом плане мы можем предложить разнообразную программу как с органными солистами, так и с другими музыкальными инструментальными исполнителями и даже провести показ балета под органную музыку.

PROтеатр: В текущем сезоне, помимо этого, анонсировано появление на сцене Академической Капеллы известных российских и зарубежных музыкантов, проведение форумов и фестивалей. Можно узнать о них подробнее?

О. Х.:  Капелла давно перестала быть обычным концертным залом – сейчас это настоящий центр творчества и культуры. Например, многие форумы, проходящие по всей России, проходят и в наших стенах. Так, близится время, когда в Петербурге состоится традиционный «V Санкт-Петербургский Международный культурный форум». Безусловно, ряд заседаний в рамках этого форума будут идти и на нашей площадке. Одним из самых значимых станут съезд руководителей Филармоний России и менеджмента мира и заседание Союза Музеев России. В рамках этих двух мероприятий будет подписано соглашение о сотрудничестве между Союзом музеев и Союзом концертных организаций России.  Также в этом году, в преддверии культурного форума, помимо традиционных программ секции музыка, в Капелле пройдет еще мероприятие секции балета:  30 ноября вечер памяти Мариса Лиепы, который будет посвящен 80-летию выдающегося танцовщика. Главной темой секции музыка станет вопрос, посвященный  привлечению молодой аудитории в концертные залы. Поэтому в рамках форума пройдет выставка в виде смотра региональных молодежных проектов в области музыки. Ранее в стенах Капеллы проходил съезд СМИ Северо-Запада, на котором собрались журналисты и руководители средств массовой информации. Встреча прошла в формате открытого обсуждения.

PROтеатр: Вопрос немного наивный, но всегда интересующий зрителя — кто создает программы в Капелле?

О. Х.:  Безусловно, сам художественный руководитель Владислав Чернушенко, главный дирижер Александр Чернушенко, инициируют создание новых проектов и программ следующего музыкального сезона, которые – в свою очередь – обсуждаются совместно с концертным отделом Капеллы. Именно так рождаются абонементные программы сезона. Особо хочется отметить, что Владислав Чернушенко уделяет колоссальное внимание проекту «Музыка и слово» – особому жанру концерта, спектакли для которого создаются по оригинальным сценариям разных авторов. Для этого приглашаются заслуженные режиссеры и драматические артисты, а за музыкальную часть отвечает Симфонический оркестр и певческая Капелла. Проект является персональным «ноу хау» художественного руководителя, который  является в ряде проектов создателем сценариев. Концерты «Музыки и слова» проходят исключительно в наших стенах, делая его особой визитной карточной Капеллы.

 PROтеатр: Нельзя не спросить о проблемах Капеллы. Обычно со стороны кажется, что все замечательно, но наверняка коллектив сталкивается с разного рода сложностями?

О. Х.:  Когда мы рассказываем журналистам о Капелле, кажется, что проблем совсем не существует. Однако, например, прекрасное историческое здание Академической Капеллы нуждается в периодическом ремонте. Благодаря Правительству РФ и Комитету по культуре Санкт-Петербурга ежегодно выделяются бюджетные средства на ремонт и реставрацию нашего зала. В текущем году мы реставрируем целиком фасад здания, воссоздаем лестницу в Камерный зал и восстанавливаем общие исторические интерьеры. Для нас очень важно, что о Капелле всегда помнит правительство города, и именно поэтому есть возможность при возникновении проблем постоянно улучшать ее внешний облик. Пожалуй, есть текущие вопросы, которые не стоит называть проблемами. Подобные вопросы руководство обычно обсуждает с культурным сообществом. Так, на форуме собираются руководители концертных организаций России, – по результатам таких встреч всегда выдвигаются дельные инициативы.  Например, семь лет назад на Съезде Филармонии Москвы было предложено создание «Концепции концертной сферы», а в прошлом году Правительством Российском Федерации была утверждена «Концепция развития концертной деятельности в области академической музыки в Российской Федерации на период до 2025 года», в которой обозначен ряд перспективных планов на ближайшее будущее. В рамках этих планов мы и будем сообща трудиться.

Шарова Елизавета

Фотографии предоставлены пресс службой Академической Капеллы Санкт-Петербурга 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
PROteatr