Пластическая трагикомедия. О премьере «Ноэль»

Женский этно-лингвистический театр пластики тела «Синий сарафан» открывает весенний сезон настоящей весенней постановкой о чувствах и особенностях прекрасной половины человечества. Премьера спектакля «Ноэль» была представлена в Арт-подвале «Наш Театр».

Особенное сочетание пластической и мимической игры расскажет зрителю о том, как интуитивно, фактически на ощупь женщины воспринимают этот мир. «Ноэль» – спектакль специфический, почти волшебный; он поражает, в первую очередь, своей самобытностью. Здесь три героини, они абсолютно не похожи друг на друга, уже с самого начала делается акцент на индивидуальность каждой из них. В то же время, эти женщины не просто подруги или знакомые – между ними существует связь более ощутимая даже на первый взгляд. Действительно, три героини на сцене – семья. Это три сестры, только от прославленной пьесы А.П.Чехова здесь немного, поэтому не станем выбирать ориентиром классический сюжет легендарного произведения.

Режиссер и автор идеи «Ноэль» Яна Гловацкая в декабре прошлого года поставила спектакль «Дэвы», который вызвал немалый интерес и отклик зрителя. «Дэвы» – спектакль о женском мистическом начале и тотальном одиночестве. Пластическое действие под названием «Ноэль», происходящее на сцене с молниеносной переменчивостью, – это, по словам создателя спектакля, история о бесконечном путешествии и неидеальном счастье.

Всё верно, ведь эти женщины, пожалуй, кажутся вполне счастливыми – их характеры и настроение должны быть понятны публике уже, так сказать, с первых нот спектакля. Да, именно нот, поскольку постановка начинается с трех разных восклицаний, своеобразных музыкальных вступлений женским голосом, и каждое их них представляет ту или другую героиню по-своему. Из декораций мы можем наблюдать только чемоданы (три чемодана), поэтому заявленное «бесконечное путешествие» становится вполне наглядным. Только вот в чем неидеальное счастье этих трех красоток, что не так в их жизни?

Необычно наблюдать за тем, как в каждом движении той или иной героини кроется смысл, который не объяснить иногда и несколькими фразами, смысл, отображающий ее тайные помыслы и желания. Впрочем, спектакль не полностью лишен слов. Для того, чтобы погрузиться в чарующую атмосферу женских переживаний и душевной борьбы, у зрителя будет возможность выслушать позицию всех трех дам. Например, в их взгляде на чаепитие, очевидно, подразумевается намного больше, чем кажется. В этом взгляде, собственно, и проявляется их различный подход к жизни. Сначала складывается впечатление, что они просто не могут жить вместе, не могут быть частями единого целого. Это мнение, конечно, ошибочно. Они дополняют друг друга, словно стихии природы.

Для того, чтобы обозначить именно совместную борьбу за счастье и общий бесконечный путь, женщины-героини надевают на голову одинаковые косы, но разного цвета. Эти вязаные головные уборы будто символизируют какой-то семейный обряд, после которого все трое способны, так сказать, «взяться за голову». Опять же, косы разного цвета являются напоминанием об абсолютной непохожести сестер.

Конечно, такое неоднозначное и не сразу понятное действие, как спектакль «Ноэль», может наводить на разные мысли о жизни, о женских мечтах и страстях – в основном это будут серьезные думы, навеянные драматичностью мирского существования. И как же вы удивитесь, когда весь трагизм, воплощенный в первую очередь в пластической составляющей, будет перекрываться по-настоящему смешными вставками. Да, в этом спектакле есть и комедийные вставки, причем, непонятно, откуда им здесь взяться, и может показаться, что смех этот надуманный, но нет – посмеяться можно искренне, от души. Главным источником комедийного вдохновения является сам автор и режиссер спектакля Яна Гловацкая, которая играет одну из сестер. В ее мимике и жестах сквозит что-то азартное, эта героиня – натура прямолинейная, такие девушки-хулиганки всегда придумывают что-то смешное. Именно благодаря созданному и воплощенному Яной Гловацкой образу вырисовывается картина женщин-бунтарок, которые привыкли выдавать себя за сильных и всемогущих, но в душе оказываются очень ранимыми, несмотря на всю напускную дерзость.

Другие две героини (актрисы Ольга Ермакова и Марина Сабурова) – натуры более романтичные, женщины-цветы, завораживающие ароматом своего шарма. По всей видимости, они старше своей взбалмошной сестры, каждая из них обладает в должной степени очаровательной грацией. Эти героини являются настоящим воплощением женственности, что отражается в их пластической игре и во всем их облике. Но не стоит думать, что они похожи друг на друга – нет. Одна из них более мечтательна, на простой вопрос она может придумать целый фантастический рассказ вместо ответа, в то же время внешне она серьезна и сосредоточенна. Это, скорее всего, средняя сестра. Что касается предположительно старшей сестры, то в ней присутствуют все задатки «мамочки», она способна своей энергией горы свернуть, она всегда борется за идею, в ней неиссякаемое количество талантов, в том числе и организаторских. В первую очередь, она чувствует в себе ответственность за сестер; показательными являются сцены, в которых ведутся немые споры между родственницами, в которых они друг друга поучают, – впрочем, это тоже выглядит забавно.

Загадка разносторонности этих трех дев таится именно в том, что изначально судьба их едина, но каждая из героинь вольна определять свое направление в жизни, и это может нравиться или не нравиться другим сестрам. Однако, что бы ни случилось с любой из них в пути, она всегда может рассчитывать на двух других, пусть и совсем не похожих на нее, но таких родных.

Трагизм всей истории основывается, в первую очередь, на абсолютно разном восприятии героинями окружающей действительности, в то же время в совокупности они как бы становятся ближе к идеалу. То есть, если рассматривать их по отдельности, то будет всё время чего-то не хватать, а если взглянуть на них как на части чего-то единого – тогда придет ощущение истинного удовлетворения.

Спектакль с названием «Ноэль» воплощает собой путешествие сквозь преграды для женского счастья в кубе. Неважно, кто в итоге будет больше или меньше счастлив, всё это неважно, если вместе преодолевать неприятности и вместе делить радости.

Текст: Алла Козбаненко

Фото: Маша Бородкина

Рейтинг
( Пока оценок нет )
PROteatr