Платоновский фестиваль открылся премьерой «100% Воронеж» с обычными горожанами вместо актеров

Международный Платоновский фестиваль искусств стартовал в Воронеже уже в 8-й раз. Для открытия выбрали необычную документальную постановку, созданную Европейской компанией Rimini Protokoll (Германия-Швейцария) совместно с  Платоновфест. Вместо актеров —  обычные воронежцы в роли самих себя.

Компания Rimini Protokoll больше десяти лет занимается проектом «100% город». С театральных сцен мировых столиц — Берлина, Лондона, Вены, Парижа, Токио и других — горожане уже рассказывали о своей жизни, стране. В России городом – портретом нас с вами стал Воронеж – особенный и при этом типичный региональный центр. В основе спектакля «100% Воронеж» — статистическая выборка населения миллионного города. Участники отбирались по определенным критериям: пол, возраст, национальность, состав семьи, район проживания в городе и другие.

Первым героем стала преподаватель социологии ВГУ, она опровергла сразу некоторые стереотипы: «Принято считать, что Воронеж  —  город студентов. Но их здесь всего 12,5 процента, зато треть жителей – пенсионеры» и привела следующего участника, ну, а дальше по принципу цепочки стали присоединяться остальные члены команды. Воронежский кастинг начался в ноябре 2017 года и продолжался до середины мая. Самому юному герою 4,5 года, самой взрослой – 86 лет. На сцене собрались люди разного круга, склада характера, возраста, профессий: учителя, зубные техники, юристы, краеведы, школьники, матери-одиночки, сантехник  —  все те, кто ежедневно окружает меня в Воронеже и вас в Санкт-Петербурге, Москве, Саратове или, скажем, Новосибирске. Каждый участник представляет, как бы 1% от населения, но при этом остается со своей авторской историей.

Режиссеры Хельгард Хауг и Штефан Кэги работали с непрофессиональными актерами без сопротивления и нажима, оставляя особенность интонации и полную достоверность. По их словам, в каждой стране есть свои особенности и «табу». Цензуры не было, герои сами решили исключить некорректные для них вопросы.

Дрожащий голос самой взрослой участницы, рассказывающей о военном Воронеже, профессиональный бодрый спич коуч-тренера, доверительная интонация в истории преподавателя о первом поцелуе с бывшей женой. Истории рассказаны скупо, парой предложений, но этого достаточно для создания образов, из которых в итоге складывался документальный портрет современного воронежца. Какой он? Смелый, боязливый, честный, лгущий, любящий, заботливый, безалаберный, скромный, амбициозный, разный. Пожалуй, важно одно: это человек неравнодушный, переживающий за свой город и страну.

Сценическое пространство оформлено минимально: черный фон, круглый, напоминающий глобус экран, где идет онлайн-видеопроекция, ступеньки – всё. Ничто не отвлекает зрителей от человека на сцене. Драматургическое действо построено в форме вопроса-ответа. Здесь говорили о политике, градоустройстве, уровне жизни, национальном вопросе, религии, сексуальной ориентации, счастье, отношениях, мечте, будущем… Говорили адресно: к примеру, мэру города о том, что мечтают вернуть городу трамваи, что реальная средняя зарплата воронежца намного меньше озвученной. Я пишу дольше, чем происходит на сцене действие. Герои отвечают просто: переходят из одного поля в другое, поднимают карточки, становятся под плакат «я» или «не я».

В процессе передвижения видно, что люди размышляют прямо на сцене, это не отработанные движения, а живое течение мысли. Острые, злободневные, больные вопросы и статистика ответов вызывали в зале живейшую реакцию. Чьи-то признания поддерживали веселыми аплодисментами, кому-то саркастически хмыкали. Интерактив как форма общения лишний раз напомнил о документальной составляющей этой постановки, ну а национальную общность подчеркнуло всеобщее знание песни «Катюша».  Музыкальным сопровождением стало живое выступление воронежской группы The Sheepray. На сцене активно танцевали, а в зале подтопывали ногами.

«100% Воронеж»  вышел за рамки обычного спектакля. Реальные факты приобрели здесь глобальность и самостоятельность, заговорили живым человеческим языком. Постановку обсуждают в социальных сетях, сопереживают героям, ищут с ними параллели. Это тот самый документ, который будет переписываться и дополняться новыми данными бесконечно.

Для справки: Программа Международного Платоновского фестиваля искусств состоит из четырех направлений: «Театр», «Музыка», «Выставки» и «Литература». В этом году фестиваль соберет участников из 13 государств. Театральная программа насыщенна, зрителей ждет ряд всероссийских премьер — как нашумевших (к примеру, «Берлинер ансамбль» покажет «Кавказский меловой круг» в постановке Михаэля Тальхаймера), так и малоизвестных. Будут и спектакли по мотивам произведений Андрея Платонова.

Текст:  Наталья Гааг

Фото предоставлены Платоновским фестивалем искусств, фотограф Андрей Парфенов

Рейтинг
( Пока оценок нет )
PROteatr