Где же зарыта ваша собака?

5 марта на сцене Театра комедии имени Н.П. Акимова можно было задуматься над этим вопросом. Поставил спектакль «Где зарыта собака» режиссер Сергей Пускепалис в январе этого года. Фантасмагоричное действо, основанное на событиях пьесы Алексея Слаповского, сподвигает на размышления о смысле человеческого существования.

События спектакля разворачиваются в привокзальном медпункте. Мы видим молодую интересную женщину-врача (заслуженная артистка России Елена Руфонова) . Дама заскучала , но резко вошедший мужчина , чье имя мы узнаем только в середине представления , заставил ее взбодриться: он привел лечиться «безнадежно» глядящую собаку, которую нашел , когда ждал свой поезд . Дама была потрясена наглостью и не хотела впускать ни животное , ни мужчину , но им все-таки удалось пробраться . Доктор вынуждена вызвать полицию, а полицейским оказывается ее любовник Сергея, чей образ достался актеру Анатолию Хропову. Однако, странного незнакомца представители власти напугать не способны, даже более того, он над ними потешается.

Стоит заметить, что многие сцены строятся на воображении главных героев, то есть они выдумывают «как бы все могло быть, если бы …», придумывают разные альтернативы, которые кажутся им скорее всего возможными или наиболее приятными им. Первой фантазией героев является приход вышеупомянутого Сергея: пьяный полицейский в форме грубо обращается к главному герою: «Ты куда смотрел? Ты на мою женщину смотрел?». Далее Сергей предстает в виде фрица, пытающегося убить незнакомца. Но все это были лишь фантазия приезжего мужчины. Доктор начинает протестовать и говорить, что «ее Сереженька» вообще не такой:

— Он вообще в академии на заочке учится, французский изучает и в драматическом кружке занимается.

В эти забавные моменты зал разрывался от  смеха и аплодисментов.

Все бы хорошо, но тут же нам становится известна история собаки проезжающего: она умерла, когда он ушел на работу, хотя он мог остаться и спасти ее. У него получается немного разжалобить непреклонную даму, которая пытается покормить собаку рисом, но та начинает злиться и огрызаться. Внезапный звонок телефона, помогающий и зрителю и незнакомцу, которого сыграл заслуженный артист России Дмитрий Лебедев, узнать имя главной героини. Также становится известна профессия мужчины: преподаватель античной литературы в московском университете. Случайно услышав имя «Липа», мужчина был очень удивлен. Он признается даме в своей симпатии, а она представляет себе в это время приход его жены врача-стоматолога: вход в ярко освещенную дверь с матом и руганью. Тут, пожалуй,  отмечу понравившуюся  работу художника по свету Евгения Ганзбурга.

Итак, приезжий мужчина уверяет, что его жена абсолютна не такая, что она любезный, скромный человек, который прежде чем начать разбираться, сначала разберется спокойно  в чем дело. Виктор, мы наконец-то узнаем имя главного героя. имеет совесть представить свой уход от жены и ее смерть. Тут зритель понимает, что поезд незнакомца только что уехал .

Все сцены «реальности» постоянно разбавлялись сценами «воображения». Многие «если бы да кабы» героев были преподнесены публике в виде песен на стихи Алексея Слаповского и Марка Сонина ( композитор Марк Левянт).

Выдумки выдумками, но спектакль оказался очень серьезным. Эта серьезность возникает не сразу, а после того, как какая-то часть спектакля уже прошла. И тут многие зрители громко, топая ногами, покидали зал посередине пьесы. Не знаю, из-за невоспитанности или недальнего ума? Возможно, они не могли понять почему же закончились простые, глуповатые нелепые шуточки, они же на комедию пришли. А оказалось что? Трагикомедия!

Действительно, смех начал смешиваться с трагичными моментами жизни. Мы начинаем больше узнавать о жизни главных героини и героя, Олимпиады и Виктора. Жизнь эта оказывается не такой уж смешной.

С самого детства Олимпиада любила всех, радовалась каждому дню прожитому на свете. Став девушкой, влюбилась в мужчину, который сделал из нее человека, а после бросил.

— Все что мог со мной сделать, сделал, скучно стало, вот и бросил, — говорит женщина.

3 года назад умер отец Липы, единственны человек, любивший ее так же сильно, как и она его. Это привело ее к отчаянью, душевной грусти.

Жизнь Виктора дала ему все: престижную работу, заботливую жену, хорошую дочь и даже собаку. Но ему мало, ибо «все по одному»: одна жена, один ребенок и т.д. Жизнь его полностью посвящена работе. Однажды он даже не удосужился отвезти ребенка к врачу, по причине всего лишь того, что ему было далеко ехать от работы. Любовь к жене Нине, роль которой исполняет Елена Мелешкова, уже давно прошла, осталось только никчемная привязанность. Главный герой хочет заново испытать чувство влюбленности и в этом пытается добиться помощи от Липы.

И Виктор и Олимпиада не могут найти смысл своего существования, найти спутника, который бы помог им познать счастье и сопровождал бы их до самой смерти.

Проезжий москвич рассказывает врачу привокзального медпункта о своих женщинах, живущих в разных городах. Уверяет, что готов любить каждую из них, включая Липу и жену Елену. Но Олимпиада шокирована беспринципностью Виктора, она решает распрощаться с ни, нежно обнимая и выпроваживая его. Он нехотя уходит…

Все это время герои размышляли о жизни и воображали небывалое .

Но пришло время реальности …

Вдруг приходит Сережа, которого главная героиня ждет с самого начала действия. Он был совершенно в ином представлении: в костюме, с кейсом, приличный человек. Но Сереженька даже не стал ее дожидаться, чтобы вместе пойти домой. В этот момент Олимпиада понимает где «зарыта ее собака»: « Да нет моей собаки, нет и не было» — говорит она. В этих словах чувствуется разочарование в жизни, ведь она пока так и не нашла того, с кем хотелось бы все изменить

Липа уходит домой …

Да публика уже и забыла о виновнице всех событий, собаке …

Вы думали, что все уже потеряно? Виктор ушел из жизни Липы навсегда? Нет! Одним из главных предметов декораций является огромное окно, выходящее прямо на железную дорогу. Оно-то и дает зрителю узнать, что Витя вернулся. Похоже, он действительно влюбился. И, возможно, это взаимно. Но…

…молодая интересная женщина-врач уже ушла домой к своему Сереже, ушла проживать свою долгую бессмысленную жизнь.

Я всегда очень переживаю за состояние актеров, отдающих всю душу своему творчеству, когда они, играя, может быть, свою лучшую роль, видят уходящих со спектакля зрителей. Я просто не могу представить как все разрывается у них внутри от обиды. Обидно и за них и за то, что есть определенное количество людей, которые от комедии хотят только смеха и ничего больше. Но ведь изначально комедия – это лишь повод в смешной форме сказать о чем-то очень важном. Жаль, что не все могут впустить в себя это важное.

За просмотренный спектакль — эту хорошо проделанную работу лично я могу выразить только благодарность всему Театру комедии имени Н.П. Акимова. В этой фантасмагории эффектно смешались мечты и реальность. Понравилась игра актеров, свет, музыкальное оформление спектакля. Понравились и идея. Действительно, многие живут не своей жизнью, не той жизнью, какой могли бы. Но большинство людей продолжают жить именно так…  Уверена, спектакль обязательно найдет своего зрителя.

Текст: Елизавета Игнатьева

Фото: Анастасия Евстигнеева

Рейтинг
( Пока оценок нет )
PROteatr