Что первично: курица или яйцо? император или понятие государственности? На эти вопросы отвечают многие и по-разному; в спектакле «Ромул Великий» представлен весь спектр ответов, эта исторически неисторическая комедия показывает, каким ничтожным и безответственным может быть правитель даже такой великой страны, как Римская империя.
30 июля 2016-го года в театре на Васильевском состоялась премьера спектакля «Ромул Великий» по мотивам произведения швейцарского драматурга Фридриха Дюрренматта. Автор широко известен – его пьесы «Ромул Великий», «Визит старой дамы», «Физики» ставятся в театрах всего мира. Концепция действия постановки весьма живая и разнообразная; здесь много маленьких деталей, способных через призму событий исторических, в том числе вымышленных, отобразить сегодняшнюю действительность, затронуть по-настоящему важные и актуальные стороны современного устройства государства и просто человеческие проблемы.
Фото Анна Горбань
Режиссер-поставщик Денис Хуснияров сделал из пьесы «Ромул Великий» довольно зрелищное представление, само по себе оно наполнено театральной энергией; вкупе со сценическими изысками создается полноценная атмосфера древности, но вместе с тем некоторые декорации совсем не вписываются в период начала нашей эры – например, советские холодильник и плита, которые были выставлены на авансцене, сразу вызвали некоторое недоумение у зрителей: «Неужели всех ожидает очередная «атрхаусная» постановка и от древнего Рима останется одно лишь только название?» Но нет, этот спектакль уж точно должен был соблюсти большую часть классических канонов, представить во всем блеске дух древнеримского времени и посмешить животрепещущую публику. Второе, кстати, удалось как нельзя лучше, юмор здесь присутствовал практически во всём: в монологах, в игре актеров, но самое главное, смешной была сама изображённая ситуация.
Фото Анна Горбань
Главный герой Ромул, император Римской империи, давно затеял одно дельце — развалить Рим. Причем, для осуществления своего коварного плана он ровным счётом ничего не делал, Рим сам себя должен был потопить, в то время как император занимался куроводством. Да, император Ромул Великий разводил куриц, и кто из них лучше всего несётся, волновало его больше, чем то, что германские племена уже вплотную подошли к Риму и в скором времени должны захватить его.
Строго говоря, события, разворачивающиеся в спектакле, нельзя назвать достоверными, однако некая доля истории здесь всё-таки присутствует. Так, Ромул Великий олицетворяет последнего Римского императора Ромула Августа, которого свергли с престола перед самым крахом Римской империи.
Фото Анна Горбань
Исполнитель главной роли народный артист России Юрий Ицков очень точно передал сущность балагура и попросту ленивого человека, в то же время его герой показался очень добродушным, хотя порой поступки императора стоило осудить, но что-то заставляло поддержать его неумолимое желание повергнуть Рим во тьму. Главная мысль, на которую Ромул Великий списывал все неудачи, – это то, что «…Рим сам себе изменил, выбрав тиранию вместо человеколюбия…» Складывается впечатление, что закат Великой Империи должен был произойти именно в период правления Ромула Великого, можно было подумать даже, что он пожелал войти в историю как последний император великой страны. Философское наполнение спектакля обозначилось ещё вначале, не зря вниманию зрителей были представлены предметы быта Советского времени; в дополнение ко всему главный герой сначала исполнял роль человека именно нашей эпохи, рассуждающего о курицах и о том, кто первый одомашнил этих полезных животных. Всё, что произошло в Древнем Риме, будто бы приснилось этому мужчине в майке, который заснул у себя дома на раскладушке. Момент противопоставления последующим эпохам того безумства, которое происходило в Римской империи, перенос древней действительности на состояние дел современного государства присутствовали в спектакле так или иначе. Парадоксально, но за полторы тысячи лет мало что поменялось, и выясняется, что проблемы государственности по сути одинаковы во все времена. Поэтому параллель, проведенная между закоренелым домоседом и настоящим государем, была так необходима. Сколько раз нам приходилось наблюдать, как обычный мужчина из народа, особенно если он успел пожить в Советский период, высказывает своё недовольство по поводу того, как ведутся дела в стране! Здесь ему даётся полное право на то, чтобы распорядиться своим мнением в полной мере и устроить всё так, как и должно быть.
Фото Анна Горбань
Спектакль шёл почти три часа с антрактом, впрочем, сама постановка настолько захватила внимание зрительского зала, что никто и не заметил, как быстро прошло время. Тем более, что было задействовано много интересных персонажей. Наиболее запоминающимися из них стали лакеи Ромула Великого – они были единственными, кто не мешал императору предаваться любимому занятию разведения кур: они старательно докладывали правителю, кто и сколько яиц сегодня снёс. Веселило ещё и то, что каждая курица была названа в честь по-настоящему великих римских императоров: там был и Марк Аврелий, и Антуан Каракалла, и даже сам Ромул Великий, который, кстати, не нёс яиц вовсе. Таким образом, метафоричность, которая вырисовывалась при помощи дел куриных, отображалась на реальных заслугах перед государством.
Фото Анна Горбань
Львиную долю комичности внёс герой с очень яркой внешностью – император Восточной Римской империи Зенон, которого сыграл заслуженный артист России Артем Цыпин. Его костюм и образ в целом очень сильно походили на женский: накладные ресницы и характерные ужимки приводили публику в восторг, зал то и дело заливался смехом.
Однако в этом, на первом взгляд, легком комедийном спектакле, были также и темы трагические. Очень хорошо запомнился персонаж Эмильян, который был женихом дочери императора, но уже три года находился в германском плену. Ему удалось бежать; пройдя через все пытки и испытав величайшие потрясения, вернувшись, он не узнал свой Рим, он откровенно не понимал, за что всё это время боролся; Эмильян почти лишился рассудка, но был готов идти до конца во имя своей Родины. Эта тема верности Отчизне выглядела совсем нетрадиционным образом: разочарование не сломило воина, он готов был идти до последнего, если бы не услышал страшных слов о том, что все его страдания были напрасны и нет ничего безжалостнее собственной Родины, которая может в одночасье стать убийцей.
Фото Анна Горбань
Тема любви здесь отодвинута на второй план, но всё равно есть одна сцена, которая затрагивает за живое, – в ней дочь императора отрекается от любимого Эмильяна, готовая выйти замуж за состоятельного предпринимателя, способного подкупить германцев и спасти Рим или, точнее, то, что он него осталось. Слёзы актрисы Анны Королевой, которая исполняла роль дочери императора Реи, были настолько натуральными, что некоторым присутствующим зрителям тоже пришлось всплакнуть.
По большому счету все, кто принимал участие в действии, были очень колоритными и значимыми персонажами. Так, например, префект кавалерии (актёр Михаил Николаев), который на протяжении всего спектакля был насквозь ранен стрелой, но так и не дождался аудиенции императора, то и дело расточал комедийную энергию, каждый раз упоминая, что не спал уже сто десять часов. Антиквар (актёр Алексей Лудинов), который пришел оценивать скульптуры, хранившиеся в доме императора, сам по себе пусть и не был так заметен, однако благодаря ему становилось понятно, почему бюсты великих римских деятелей валялись на полу и были сплошь облеплены куриными перьями, почему великая римская культура попросту превратилась в обычный курятник и не было другого выхода, кроме как искоренить её и начать всё заново.
Фото Анна Горбань
Такие постановки интересны и при этом многогранны, здесь масса пищи для разнообразных размышлений. Почему на самом деле развалилась Римская империя и кто был причиной этого краха? Бестолковый император, похожий на шута, или сами римляне, превратившие одно из величайших государств мира в обитель жестокости, разврата и бедности?
Этот вопрос так и остаётся открытым, но не стоит забывать старую поговорку «Каков хозяин — таков и дом».
Текст: Алла Козбаненко.
Фото: Анна Горбань