Цирк и азарт идут друг с другом рука об руку. Насколько задорны и непредсказуемы могут быть кукольные акробаты и гимнасты, можно было наблюдать 4 ноября в авторской постановке Лорана Биго «Маленький цирк», показанной в рамках фестиваля «БТК-ФЕСТ: Театр актуальных кукол».
Французский композитор и музыкант Лоран Биго создал свой музыкальный цирк, в котором каждая звучащая нота – будь то скрип, стук или скрежет – является важной составляющей сюжета. Его герои – пластмассовые, силиконовые, металлические, бумажные артисты, старающиеся показать грандиозное представление. Получасовой спектакль разворачивает перед зрителями полноценную историю жизни маленькой труппы.
Особенно интересным становится внутренний сюжет постановки «Маленький цирк»: взаимоотношения кукловода и его подопечных. Лоран Биго выступает в качестве демиурга, создающего пространство, музыкальный ряд и историю прямо на глазах публики. Импровизационное начало присутствует на всех уровнях построения мира и задается с самого начала спектакля, когда Лоран Биго отправляет своих акробатов показывать прелести мастерства, периодически ловит их, подстраховывая от падений, но это удается ему не всегда.
Выступление панды, усердно старающейся показать свои умения, тоже поддерживается дрессировщиком: его любовь и внимание позволяют поверить в себя и в конечном счете ей удается выполнить сложные трюки. Важно, что эта игрушка заводная и в принципе способна делать весьма определенные кульбиты, но, будучи задействованной в спектакле, она вступает на полосу препятствий и начинает вести себя совершенно непредсказуемо, сталкиваясь с окружающим миром и реагируя на него.
Принцип непредсказуемости и сиюминутности – определяющий в этой работе. Звуковое наполнение формируется благодаря звучанию предметного мира, организующего цирковой механизм «маленького цирка». Лоран Биго работает с различными материалами – деревом, пластиком, металлом – и они порождают совершенно удивительные звуки, которые сначала невозможно интерпретировать и вписать в существующую систему координат и сравнить с чем-то. Но постепенно что-то начинает напоминать шум поезда, свист ветра, барабанную дробь дождя, а зрители становятся теми, кто тоже добавляет уникальности этому звуковому пространству.
Цирк – это яркие эмоции, сильная включенность в происходящее, предполагающая открытые реакции. Игрушечным циркачам удается воссоздать сиюминутное игровое начало цирка: прекрасная гимнастка скользит по канатам, другая – раскачивается на качелях, и зал замирает, восхищенный их хрупкостью и искренностью.
Текст: Елизавета Ронгинская
Фото: Антон Иванов