«Современной физике посвящается»

Жаркий день, полевые работы, «потомственные комбайнёры», реальная сельская жизнь со всеми её «красотами»… Квантовая теория поля, энтропия, флуктуация… Какая связь между этими понятиями? Об этом зрителей заставил задуматься режиссёр Дмитрий Волкострелов, представивший публике спектакль «Поле».

Петербургская премьера спектакля состоялась в феврале 2016 года на сцене Музея современного искусства «Эрарта». Петербург увидел эту постановку впервые, а в других городах России и за рубежом он уже пользуется популярностью. «Поле» было поставлено по одноименной пьесе Павла Пряжко – белорусского драматурга, написавшего к сегодняшнему дню около 30-пьес.  15 из них были поставлены на сцене Дмитрием Волкостреловым, создателем «театра post». До сотрудничества с Волкостреловым драматург получил известность благодаря спектаклю «Трусы», который был поставлен в 2007 году на сцене московского Театра.doc (режиссер – Елена Невежина). В том же театре родился спектакль «Жизнь удалась» (режиссёр – Михаил Угаров), за который драматург получил специальный приз «Золотой маски».

«Поле» – это ещё одна удивительная работа Павла Пряжко, повествующая о жизни простых сельчан. Роли в этом спектакли сыграли Динара Янковская (Алина), Борис Чистяков (Водитель), Иван Николаев (Игорь), Матвей Трифонов (Костик), Алёна Старостина (Марина), Иван Стрюк (Павел) и Андрей Слепухин (Сергей). Игра актеров предельно близка сельскому поведению –  из их уст совершенно свободно слетают просторечные фразы, ругательства, создающие атмосферу простого русского села.

В начале спектакля – тишина. В зале светло для того, чтобы зрители могли читать программки, которые оказались весьма необычными – на них пронумерованные ремарки, между которыми вставлены определения из физики. А в конце и вовсе: «Современной физике посвящается». Как связаны между собой события одного сельского дня и сложнейшие теории такой сложной науки?

На краю сцены сидит мальчик с планшетом в руках и с помощью генератора случайных чисел называет то, что выпадает прямо сейчас. Актёры то оживают, то замирают, ожидая объявления своей партии, которая может повториться несколько раз. Весь спектакль зависит от генератора. Тут стоит отметить, что в игре артистов поражает абсолютная точность интонаций и мимики при повторении одной и той же партии.

«Два» — Марина едет в грузовике, играет «Шансончик. Типа Трофимова». «Пять» — Сергей садиться в комбайн. «Четырнадцать» — Алина и Марина идут по полю… В какой-то момент генератор останавливается, но сцены продолжают идти в соответствии с порядком пьесы. Герои «теряются», перестают понимать, где север и юг, понимают, что работали на чужих полях. Они не бросают своё дело, как «потомственные комбайнёры». Свет гаснет – наступает ночь. Все сидят у костра, укрываясь шкурами. Герои расходятся парами в поисках «своего костра», а затем исчезают…

А может, между простой сельской молодёжью и сложнейшими законами физики всё-таки есть тайная связь, на первый взгляд нам не ясная? Почему же после остановки генератора герои начинают теряться в пространстве? Пожалуй, эти вопросы так же загадочны, как и сам спектакль. Казалось бы, всё ясно – комбайнёры, доярки да хлеб.  Но Павел Пряжко, однозначно, мыслит гораздо глубже. Пожалуй, чтобы до конца постичь его глубокую идею, нужно вооружиться парочкой учебников по физике и пересмотреть спектакль еще раз. А может быть, все гораздо проще, и физику знать необязательно — важно лишь помнить, что все мы подчиняемся общим законам природы, о которых физика и говорит.

Спектакль «Поле» — нечто новое, непохожее на другие театральные постановки. Зрители одновременно его и смотрят, и читают. Мы становимся свидетелями необычного представления – «лотереи» для актёров. Никто не знает, какой эпизод следует дальше, и актеры – не исключение. Словом, получился очень любопытный спектакль по не менее любопытной пьесе.

Текст: Анастасия Семенова

Рейтинг
( Пока оценок нет )
PROteatr