Некоторые родители чересчур уверены в том, что их чадо навсегда останется подле них и они вечно смогут о нем заботиться. Но в жизни каждого человека обязательно должен произойти момент, когда он, словно бабочка, выпорхнет из родного дома и полетит искать свою судьбу! Подобному порыву юного сердца посвящен прекрасный спектакль «Эти свободные бабочки», поставленный в Театре на Васильевском.
Постановка Леонида Алимова по мотивам известной бродвейской пьесы американского драматурга Леонарда Герша «Эти свободные бабочки» наделала много шума хотя бы тем, что премьера несколько раз переносилась и поэтому стала действительно долгожданной. Она состоялась в январе 2016 года, и с тех пор число желающих увидеть спектакль не уменьшилось, на показах всегда царит аншлаг. На первый взгляд это немного удивительно, ведь спектакль лишен всех модных спецэффектов, которые в последнее время часто используют на сцене. Однако постановка наполнена чувственностью и при этом довольно злободневна, так что ее успех закономерен.
Действие «Этих свободных бабочек» происходит в маленькой квартирке на Манхэттене. Главные персонажи, Дональд Бейкер (Александр Удальцов) и Джил Тейлор (Светлана Щедрина), совсем недавно поселились по соседству, но уже контактируют через тонкие стены между квартирами. Они совсем молоды, но у каждого из них своя история.
Дональд – сын известной детской писательницы, которая выпустила целую серию детских книг под названием «Дони, покоривший мрак». Дони слеп, и его матушка берегла сына как могла, наставляя на путь истинный и не отпуская от своей юбки ни на шаг. Но молодой человек с годами превратился из маленького мальчика в довольно привлекательного юношу, он пишет рэп, влюбляется в девчонок, и со временем ему становиться необходимо личное пространство, глоток свежего воздуха, не отравленного постоянными порицаниями матери. Поэтому однажды он решается уйти из уютного родительского гнездышка и селится в маленькой квартирке по соседству с Джил.
Джил в свои девятнадцать уже много чего повидала, она и замужем успела побывать, и покурить травки с хипстерами, а сейчас она мечтает стать актрисой. Она – оживленная, искрящаяся, невероятно жизнерадостная. Возможно, она немного легкомысленна и наивна, но зато она настоящая авантюристка – в хорошем смысле слова. Эта девушка именно из тех, о ком сложился известный стереотип миловидной и сексуальной соседки, блондинки, готовой на все. Ни один нормальный парень не устоит перед напором такой обаятельной и умопомрачительной красотки!
Конечно, Дон – совсем другой, непохожий на Джил. Но сейчас, когда они встретились случайно с утра и выпили вместе кофе, становится понятно, что Дон вовсе не зануда и что-то в нем определенно есть. А привлекает в нем как раз то, что, помимо внешней красоты, он обладает хорошим чувством юмора. Дон настолько свыкся со своей проблемой, что легко смеется над самим собой, что и отвлекает, и позволяет расслабиться. Эта особенность Дона ярко подчеркивается благодаря задорным диалогам, забавным восклицаниям и репризам, за что большое спасибо надо сказать переводчику пьесы на русский язык Михаилу Мишину.
Дон встретил Джил – и Джил сразу пролила в его жизнь самые яркие краски, причем как снаружи, так и внутри. Она ворвалась в скромное холостяцкое жилище однажды с утра и изменила его навсегда, прикрепив к стенам квартиры, украшенным чернокрылыми бабочками, несколько бабочек цветных. В дальнейшем их стало еще больше – как стало больше и ярких моментов в жизни слепого симпатичного парня.
Красивый звездный дуэт Светланы Щедриной и Александра Удальцова в полной мере раскрыл образы персонажей «Этих свободных бабочек», они и впрямь такие свободные, такие молодые и такие смешные! В целом спектакль поставлен в стиле легкой, выполненной в добрых голливудских традициях комедии. Но в этой на первой взгляд простенькой пьесе заложено добротное философское начало с капельками мелодрамы. История как нельзя лучше изображает поведение молодых и зеленых людей, окрыленных мечтами о ярких событиях, которые еще только произойдут в их непременно особенной жизни. Герои хотят почувствовать вкус абсолютной свободы, а это значит, что им предстоит ощутить на себе не только прелести своего полета, но и трудности.
Беззаботное существование этих молодых и чуточку влюбленных людей заканчивается, когда в гости пожаловал… Нет, не ревизор конечно, хуже — мать Дональда Бейкера, миссис Бейкер (Елена Рохленко).
Здесь стоит обратить внимание на одну простую, но очень интересную декорацию – кровать под потолком, закрепленную на железных колоннах. Этот необычный гарнитур — первое, что приковывает к себе внимание, но для матери важнее всего ее драгоценное дитя, которое затмевает все. И вот на вершине этой опасной конструкции миссис Бейкер видит своего незрячего сына, а рядом с ним какую-то девчонку. «Меня сейчас хватит удар…» — звучит фраза, уже знакомая по рассказам Дона.
Хочется отметить, что персонаж довольно консервативной дамы отлично вписывается в американскую пьесу с русским акцентом. Немного аристократичная, невозмутимая, жесткая, но в то же время трогательная миссис Бейкер покорила добрую половину присутствующих среди зрителей женщин.
С появлением в квартире миссис Бейкер иллюзиям «свободных бабочек» приходит конец. Миссис Бейкер с высоты своих лет окунает неопытных молодых людей в реалии сегодняшнего мира. «А что будет дальше?», — такой актуальный и нежелательный вопрос для большинства представителей сегодняшней молодежи. Ведь не каждый готов в самом начале пути лишить себя только что обретенной свободы и навсегда связать свою жизнь с другой такой же бабочкой. Не каждый способен определиться, когда придет его время поставить чемоданы в одном месте. На это оказалась не готова и Джил, ведь так желанная для нее голливудская карьера, как известно, подразумевает фривольное общение с коллегами и прочее. А главное — она не привыкла изменять себе, такой, какая она есть, независимой и свободной.
Дон сбежал из дома, чтобы обрести покой хотя бы ненадолго, завести собственный быт и попробовать жить самостоятельно. Джил же бежит сама от себя, она просто не хочет привязываться к кому бы то ни было, не хочет от кого-то зависеть. Она легко влюбляется, хотя сама говорит, что не умеет любить — в ней вообще много противоречивого и двусмысленного.
Предфинальная сцена разрешает конфликт лишь между матерью и уже повзрослевшим сыном, Дональдом, а не маленьким Дони. В этот момент миссис Бейкер понимает, что ее сын вырос, а сам Дон в свою очередь задумывается о том, как в трудные моменты необходима поддержка близких. Но главная интрига спектакля была все же в другом — сумеет ли Джил остаться и, наконец, обрести в своем полете второго пилота?
Пускай это будет секретом и каждый придумает свой «Happy End».
Текст: Алла Козбаненко
Фото: Анна Горбань