Таланты в плену у поклонников

Сегодня, чтобы пробиться на вершину славы, необходимо не только обладать исключительными данными, но и быть окруженным «правильными» людьми. Как ни странно, то же правило действовало и 150 лет назад. Премьера «Таланты и поклонники» Театра-фестиваля «Балтийский Дом» раскроет секрет успеха одной провинциальной актрисы.

Пьеса великого русского драматурга А.Н. Островского «Таланты и поклонники», написанная в 1881 году, проливает свет на то, как нелегко, обладая актерским даром, протоптать себе дорогу в жизнь и при этом соответствовать каким-либо моральным устоям. Это произведение о театре, о закулисной жизни и о нелегкой доле молодых и красивых артисток.

Режиссер этой постановки Иосиф Райхельгауз впервые приступил к работе в культурной столице. Спектаклем «Таланты и поклонники», премьера которого состоялась 20 апреля (мне удалось посмотреть ее 31 мая) он отмечает свое 70-летие. В Москве И. Райхельгауз стал известен благодаря созданию популярного московского театра «Школа современной пьесы». Из названия театра понятно, что большую часть своего творчества режиссер посвящает современным произведениям. Однако, видимо, Санкт-Петербург вдохновил его на постановку классической пьесы, тем более, что помпезная сцена Театра-фестиваля «Балтийский Дом» располагает к глобальному, а драматургия А.Н. Островского вполне для этого подходит.

Впрочем, как ни крути, а спектакль получился очень современным, несмотря на материал 150-летней давности. Яркие, кислотного цвета костюмы, декорации и реквизит в сочных салатовых и цикломеновых цветах – всё это производит неизгладимое впечатление, а сама специфика постановки представляет собой немалый интерес.

Начнем с того, что спектакль, как мы уже отметили, – о жизни театральной, всё происходит в том самом провинциальном театре.

Действие раскрывается перед зрителем буквально, оголяя внутренности театра. На сцене задействованы помощники, которые обычно остаются вне видимости. Костюмеры, гримеры и все те, кто старается, чтобы нужный реквизит оказался в нужное время в нужном месте, не скрываясь, бродят по сцене и выполняют свою работу. В какие-то моменты спектакля создается впечатление, что на сцене просто репетируют или идет тотальная подготовка. Ощущение своеобразной «генеральной» репетиции, конечно, задумано. В первом акте непринужденная атмосфера «театральных реалий» выглядит гармонично: кажется, будто основное еще впереди и посторонние люди на сцене совсем не мешают. С самого начала спектакля на авансцену вывели живого коня и поставили его сбоку, как в стойло, в то время как на другом конце сцены расположился мини-оркестр.

Второй акт спектакля и третий акт пьесы «Таланты и поклонники» по Островскому вообще обозначен по-особому. Перед зрителем разворачивается натуральная импровизация, декорации повернуты «наизнанку», все герои спектакля сидят за столом – только они не играют, а показывают зрителю то, как они собираются сыграть. Один из актеров внезапно вообще заменяет режиссера. Именно с точки зрения ТЕАТРА В ТЕАТРЕ публика должна оценить представление, а потом всё вернется на «круги своя» и герои спектакля вновь обретут свои образы. Хорошо, что это происходит только в одном из элементов спектакля, поскольку неискушенному зрителю, наверно, тяжело было бы воспринимать всё это НЕБУКВАЛЬНО. Такой прием, скорее всего, и привносит новое веяние в спектакль Иосифа Райхельгауза. Это необычно и в какой-то мере разбавляет обстановку событий, будто бы происходящих давным-давно, когда еще почти не было машин и все ездили на лошадях. Вместе с тем на сцене можно увидеть настоящее представление с интересным сюжетом, музыкальными номерами, колоритными персонажами и многими приятными моментами.

vn9jgoqabg-1024x682-1

Леонид Алимов в этой постановке играет далеко не последнюю роль и, по всей видимости, еще и является помощником режиссера. По его словам, «ВСЯ СОЛЬ спектакля» заключается в том, что главная героиня Александра Негина (артистка Елена Карпова) – юное дарование с огромным актерским потенциалом – должна сделать выбор в пользу богатых покровителей и стать к ним более благосклонной, без чего не видать ей ни славы, ни признания. В общем, тогда (в принципе, как и сейчас) сильные мира сего непременно отождествляются с состоятельными людьми, и для того, чтобы добиться успеха, необходимо получить их, так скажем, благословение. Актуальность проблемы в современном мире искусства и, тем более, шоу-бизнеса высочайшая, и нет ничего удивительного в том, что так было всегда. Состоятельный поклонник Александры Негиной, некий Великатов (заслуженный артист России Анатолий Дубатов) зовет ее с собой и обещает «золотые горы», в то время как молодой, не совсем обеспеченный жених Петя (актер Арсений Воробьев) остается «не у дел».

Молодые и амбициозные зачастую во имя будущего счастья обязаны жертвовать именно тем, что им дороже всего, – честью и красотой. Мораль здесь обесценивается и этому не придается особого значения, если речь идет не об особе благородного происхождения, а о простой девушке, провинциальной актрисе. Не имеют значения также и ее собственные предпочтения, ее настоящие чувства никого не волнуют. Либо она становится частью «красивой жизни», где живут ее богатые поклонники, либо остается «за бортом». Выбор, в любом случае, остается за Александрой Негиной, девушкой еще не испорченной, но тем более ценной для этого развращенного общества.

gjsqun5-fzk-1024x682-1

Полная противоположность образу главной героини – актриса того же самого провинциального театра Нина Смельская (артистка Ирина Муртазаева). Эта девушка особо не противится заманчивым предложениям поклонников и отлично ладит и с помещиком Великатовым и с влиятельным князем Ираклием Стратонычем (заслуженный артист России Александр Павельев). За свое всестороннее расположение она получает различные «бонусы» – дорогие платья, красивых лошадей для выездов в свет и многие другие подарки. Хотя против Смельской никто и не плетет заговоров и интриг, зато таких лестных предложений, как Александра Негина, она не получает. Это еще раз доказывает, что неискушенных, чистых помыслами так не хватает, когда жизнь становится пресыщенной и кажется, что всё можно купить за деньги. Хочется еще раз проверить эту теорию. И что ж, исход, как ни печально, обращен не в сторону моральных ценностей, а совсем наоборот.

Постановка Иосифа Райхельгауза «Таланты и поклонники» в Театре-фестивале «Балтийский Дом» поражает искусной игрой актеров, мощными номерами в перерывах основного действия с захватывающим сюжетом и, конечно, внутренним наполнением спектакля – заслугой художника Татьяны Анастасовой.

Немного грустно оттого, что многое в этой жизни покупается и продается. Однако в этом спектакле радужное настроение преобладает над жалостью к мотыльку, который сам приближает свою погибель.

Текст: Алла Козбаненко

Фото предоставлены Театром-фестивалем «Балтийский дом»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
PROteatr