Встречи с Вырыпаевым в Петербурге. Как это было

С 5 го по 9 октября в Петербурге состоялся ряд выступлений Ивана Вырыпаева,  известного режиссера и драматурга, художественного руководителя театра «Практика».

У Вырыпаева много званий: он лауреат премии «Золотая маска», обладатель Гран-при фестиваля «Новая драма», лауреат премии им. Володина «Надежда русской драматургии». Как режиссер он известен тоже многими работами, среди которых я бы выделила  «Кислород», «Танец Дели», «Солнечная линия». Известный не только в России драматург, сценарист и режиссер, будучи очень занят многочисленными проектами, провел несколько дней с петербургской аудиторией, интересующейся его творчеством и личностью. Среди таких была и я.

Встречи состояли из открытых лекций, лекций для профессионалов, куда отбирались режиссеры по конкурсу для участия в беседе, читки пьес и семинара.

«Предназначение» — можно назвать эти встречи и так. А можно и по-другому. Но каждый нашел в них что-то свое, хотя, может, для кого-то это были просто рядовые мероприятия. Но то, о чем говорил Вырыпаев с публикой, давно ожидавшей встречи, надолго осталось в душе.

Искусство или творчество? Где реальные границы между простотой и примитивом? Как прийти к гармонии, чего мы действительно хотим, а чем занимаемся? Что такое йога и как понимать ее значение?  У каждого свое предназначение, но как к нему прислушаться, как понять какое оно?

Сначала темы разговора кажутся достаточно широкими. Но потом выясняется, что все это взаимосвязано, а такие простые истины, почему-то так далеки от нас. Как часто мы теряем нить понимания, осознания вещей в процессе нашей жизни, и как часто стремимся найти ее снова. Подобный формат коллективного осмысления может помочь найти путь к решению собственных внутренних проблем.

Кроме того, затрагивались иные животрепещущие темы, например, нынешнее состояние искусства, его место среди различных аспектов жизни, духовное восприятие, то,  насколько мы сознательно проходим нашу жизнь. О нахождении истиной цели в жизни.

Мы также услышали откровения Вырыпаева о том чем отличается русский менталитет, узнали нюансы и способы работы режиссера с разными коллективами, поняли, каким образом ему удается получать знания от регулярных тренировок и принцип работы йоги на сцене.

По мнению Ивана, наша жизнь состоит из 3х аспектов: философии — цепочки размышлений, приводящих к выводам, энергии, и абсолютного нахождения и присутствия в моменте. Мы не можем судить, если не знаем все причины. А у каждого явления миллион причин. И нам только кажется что их одна или три. А чтобы увидеть чуть дальше поверхностных причин того или иного явления, стоит изучать механизм самого процесса любого явления как можно подробнее. Будь то действие на сцене, поведение какого-либо персонажа из пьесы, или просто вывод, заключение. Нужно попытаться приблизиться к точности, чтобы понять, как устроено то или иное. Именно поэтому Иван так часто говорит о йоге, которая, по его мнению, сильно помогает ему в этом. Принцип йоги на сцене — его принцип работы и возможности, открывающиеся для тех, кто использует ее в театре. На мой взгляд, по мнению Вырыпаева, понимание именно этих вещей и ведет к ответам на основные вопросы.

Что это – его духовное восприятие творческих профессий, или новое режиссерское видение? На этот и многие другие вопросы можно получить ответы только после непосредственного соприкосновения с личностью Ивана Вырыпаева на его выступлениях.

«Мы путаем метод и эстетику» — эту фразу Иван подробно расшифровывает на встречах, где рассказывает о разности школ, о том насколько можно вживаться в роль и о том — кем может быть автор и его творчество.

Суть в том чтобы узнать. Все узнать и все понять, как мы понимаем, что Шекспир написал свою пьесу. Мы должны понять, что мы сами сочиняем свою пьесу, но мы не осознаем этого, и становимся лишь Гамлетом, но не Шекспиром. «Гамлету не нужно понимать, что его написал Шекспир. Шекспиру нужно понять, что он Шекспир, а не забываться в своем Гамлете». По мнению Ивана, в этом ему помогают регулярные тренировки тех практик, которыми он занимается.Драматург, ставший продюсером в Польше, лучший драматург Германии 2009, занимающийся разными видами коммуникаций, думает, как переехать в Петербург, а тем временем идут его репетиции к новой постановке 5-го апреля, название которой автор предпочел сохранить в тайне. Так что остается немного подождать до раскрытия этого секрета.

Текст: Кира Шулаева

Фото: Интернет

Рейтинг
( Пока оценок нет )
PROteatr