Звезда по имени Мона

Звездное небо – это еще одна прелесть, с которой повезло планете Земля. К тайнам и законам вселенной приковывалось внимание великих умов всех времен и народов. И, конечно же, оно сводит с ума земных романтиков, мечтающих подарить своим любимым звезду с неба. О звездах – и спектакль «Безымянная звезда», идущий на сцене Театра Дождей и рассказывающий не о том, как достать с неба звезду, а о том, как она сама спустилась оттуда.

Пьеса «Безымянная Звезда» румынского писателя Михаила Себастиана просто создана для воплощения на сцене. Она была сотни раз интерпретирована как российскими режиссерами, так и зарубежными, именно благодаря этой лирической комедии Себастиан получил известность. Премьера этого независимого спектакля состоялась еще два года назад. В роли режиссера выступила Наталья Фукс — актриса, которая была занята в известных спектаклях  Театра Дождей: «Тряпичная кукла», «Дом, который построил Свифт», «Игра в каникулы».

Сюжет «Безымянной звезды» нельзя назвать очень оригинальным, он, безусловно, понятен зрителю. Но в то же время он полон волшебной метафоричностью, которая делает его очаровательным и запоминающимся. Совпадение или очередная шутка рока, но звезда в женском обличье, ослепительно красивая, словно блеск кометы, и холодная, как чистое сияние космоса, ворвалась в жизнь астронома из провинции и разрушила его убеждения о том, что «звезды никогда не сходят и не отклоняются со своего пути…».

Но начнем по порядку. Место действия — обычный провинциальный городок, с населением не больше девяти тысяч человек. Образ жизни его жителей налажен настолько, что можно сравнить его с аккуратно точным расписанием поездов. Именно с вокзала и начинается все действо. Герои стоят на перроне и ждут поезд, но есть одно «но» — этот поезд никогда здесь не останавливается, он стремительно уходит вдаль, завораживая горожан сиянием своих окон да отблесками жизни высшего общества в этих окнах.

Здесь мы знакомимся с главным героем спектакля Марином Мирою (Роман Вебер) – симпатичным молодым человеком в очках, очень умным и от этого неистово обаятельным. Марин пришел на вокзал, чтобы забрать свою посылку, здесь его встречает не менее значимый для этого действия герой – начальник вокзала (Сергей Мардарь), выпуклая харизма которого уже на этом этапе действия позволяет от души повеселиться. Все правильно, ведь спектакль заявлен как комедия с лирическим наполнением.

И вот случается невероятное — тот самый поезд все же останавливается здесь, в этом неугодном для почетных лиц месте. Только один пассажир сходит с него, и тот без билета, денег и документов. И кто бы это мог быть? Незнакомка, одетая в шикарное блестящее платье, манящий блеск которого можно сравнить только с сиянием звезды. Эта прекрасная и напуганная леди наотрез отказывается сообщать свое имя, все уговоры начальника вокзала составить протокол, заканчиваются тем, что девушка готова прыгнуть под поезд.

Переплетение сюжетных линий полно неожиданностей, и если изначально все внимание приковано к дорогостоящей книге,  которая нужна астроному Мирою, то теперь всех увлекло другое: откуда взялась эта особа, смахивающая на звезду кабаре? Здесь очень успешно передается та самая особенная черта, присущий подобным малонаселенным пунктам, где любой инцидент становится достоянием общественности.

Итак, главной героине, которую, как позже становится известно, зовут Мона, некуда пойти, а поезд ее уже ушел. Начинается диковинная ночь, в которую было суждено случиться чуду. Только здесь для зрителя отрывается скрытое ранее за занавесом пространство сцены — это дом Марина Мироя. Прекрасная дама поначалу чувствует себя неуютно в окружении огромного количества книг и бедной обстановки — она привыкла проводить время в шикарных казино и коротать ночи в самых лучших отелях города. Но немного погодя выясняется, что в этом сером месте, в этом маленьком городке живут настоящие одаренные личности, таланты которых не сравняться ни с какими деньгами и светскими развлечениями. Так, например, Мона знакомится с симфонией соседа Удри (Марат Султанов), пока что не сыгранной им на большой сцене. Но самое главное — Мона становится хранителем секрета хозяина дома, который рассчитал неизвестную доселе звезду на небе. В общении с Марином Мона открывает для себя очень многое и понимает, что именно этого ей и не хватало в ее беззаботной жизни, в которой было много возможностей, но не было настоящих радостей и смысла.

К сожалению, такие моменты внезапной гармонии и волшебного опьянения не могут длиться вечно. Когда-нибудь наступит утро: звездное небо растворится, а все таинственное и волшебное исчезнет с первыми лучами солнца. В этот отрезвляющий утренний момент на сцене появляется еще один герой — это давний спутник Моны, Григ. Актер Андрей Шимко вызвал настоящий фурор в зале в этом колоритном образе красивого джентльмена, привыкшего жить на широкую ногу и уговаривающего Мону вернуться.

Примечательно, что в спектакле Натальи Фукс история каждого отдельного персонажа вызывает существенный интерес. Здесь все герои будто равны, вне зависимости от объема роли. Марин, Мона, Григ, начальник вокзала, строгая мадемуазель Куку, музыкант Удри – этих героев не получается разделить на главных и второстепенных, все они нужны и важны. Каждый из них должен сыграть свою важную роль в печальной и светлой истории о безымянной звезде.

Жизнь такова, что каждому в ней выделено свое определенное место, и с этим ничего не поделаешь. Даже если звезда отклонилась от своего курса, она все равно вернется на верную для себя траекторию и забудет про то, что «с милым рай и в шалаше». А вспомнит ли она о тех, кого приручила? Кто знает.

Текст: Алла Козбаненко

Фотографии предоставлены пресс-службой театра

Рейтинг
( Пока оценок нет )
PROteatr