10 октября ТЮЗ имени А.А. Брянцева вернулся с больших гастролей. Труппа с успехом сыграла в Иркутске пять спектаклей. Артисты поделились своими впечатлениями от поездки и рассказали о том образе театрального Иркутска, который у них сложился.
Завершились гастроли Театра юных зрителей имени А.А. Брянцева: труппа впервые посетила Иркутск! Со 2-го по 10-ое октября театр порадовал сибиряков прекрасными постановками классического театра – были показаны «Бешеные деньги», «Человек в футляре», «Воспитание Риты». Легендарные детские спектакли «Белоснежка и семь гномов» и «Волшебник Изумрудного города» вызвали не меньше ярких эмоций и шквал аплодисментов. Эти постановки охватывают зрительскую публику от младших школьников до взрослой аудитории, поэтому огромное число зрителей смогло посмотреть спектакли. Гастроли театра были приурочены к 95-летию ТЮЗа им. А.А. Брянцева и совпали с двумя знаменательными датами – 80-летием Иркутской области и 90-летием ТЮЗа имени А.В. Вампилова, где игрались спектакли, а организованы они были при поддержке Министерства культуры Российской Федерации в рамках программы «Большие гастроли – 2017» Федерального центра поддержки гастрольной деятельности. Главные цели этой программы – формирование культурного пространства России, расширение зрительской аудитории, развитие возможностей творческого сотрудничества. Около 90% регионов России стали участниками «Больших гастролей» и внесли свою творческую лепту в обмен культурным опытом. К слову, в рамках данной программы проходят также встречи с артистами и режиссерами, мастер-классы и семинары.
6-го октября в Иркутске состоялась пресс-конференция, на которой выступили: директор ТЮЗа им. А.А. Брянцева С.В. Лаврецова, народный артист Н.Н. Иванов, директор и режиссёр ТЮЗа им. А.В. Вампилова Виктор Токарев, начальник отдела профессионального искусства и организационной работы Министерства культуры и архивов Иркутской области Наталия Плинт. Интересно, что ТЮЗ им. А.В. Вампилова в 2012-ом году приезжал на гастроли в Санкт-Петербург и выступал с рядом спектаклей в ТЮЗе им. А.А. Брянцева. Следующий приезд запланирован на 2018-ый год.
Николай Иванов: На пресс-конференции мы обсуждали проект «Большие гастроли – 2017»: Министерство культуры настроено на то, чтобы российские театры общались друг с другом, ездили друг к другу в гости, осуществляли обменные гастроли. ТЮЗ им. А.В. Вампилова в рамках этого проекта только что вернулся с гастролей из Владивостока. Мы попали в проект с пятью спектаклями, что, по теперешним меркам, означает большое выездное выступление.
Артистам северной столицы удалось составить определенный театральный портрет первого города в истории Сибири.
Анна Дюкова: Я зашла в Иркутский драматический театр и увидела на афише достаточно разнообразный репертуар. Среди классики, конечно, – произведения А.В. Вампилова, В.Г. Распутина, но есть и современная драма. В Иркутске хороший театр, а публика очень театральная.
Дмитрий Ткаченко: Судя по тому, какое количество афиш висит в городе, и по тому, как люди на них смотрят, мне кажется, у иркутян сформированный вкус. Я не знаю, сколько в Иркутске театров и концертных площадок, но ощущение такое, что там что-то постоянно происходит. На спектаклях очень много молодежи – это тоже свой культурный слой, который нужно чем-то подпитывать. Значит, есть чем.
Многие артисты были поражены тем, насколько тонко чувствующая и умная публика находилась в зале.
Николай Иванов: Зритель в Иркутске очень чуткий: люди в зале тонко реагировали на все сюжетные повороты и остроумные вещи, которые заключены в материале. После спектаклей нам долго аплодировали, не отпускали со сцены. От тех, кто приходил после спектаклей, довелось услышать исключительно добрые слова. Зрители благодарили нас и говорили, что для них очень важны наши гастроли. Театральная публика Иркутска сетовала на то, что сюда привозят много антрепризных спектаклей, которые не очень нравятся, потому что, как правило, подобные проекты низкого качества и делаются исключительно для того, чтобы заработать деньги. Благодаря нашим гастролям иркутяне увидели классические репертуарные спектакли, и им это было дорого.
Алексей Титков. Взрослый зритель различается во всех городах; в Петербурге, например, публика холодная и настороженная, недаром все говорят, что в нашем городе сложно играть. В Иркутске очень театральная публика, отзывчивая, умная, но требовательная. Мы играли на сцене-коробке, для меня на ней работать легче, чем в нашем амфитеатре, где ты обращаешься к зрителям смотря наверх, а не вниз.
Анна Дюкова. Спектакль «Бешеные деньги» мы сыграли дважды – в середине гастролей и в конце, и зрительские реакции были совершенно разными. На первом спектакле в зале слушали нас очень внимательно, но реакции были достаточно сдержанные. Я не знаю, с чем это связано, может быть, с тем, что зрители немножко не понимали, можно ли во время спектакля по Островскому бурно высказывать свою реакцию смехом, аплодисментами. А на втором спектакле люди были гораздо более свободными и раскрепощенными.
Дмитрий Ткаченко. Я до сих пор слышу овации, которые раздавались после каждого спектакля. Зал аплодировал, рукоплескал, были крики радости, нас вызывали на бис. Публика была замечательная, видимо, мы оправдали ее ожидания.
Культурная программа была достаточно насыщенной, поэтому артистам удалось погулять по городу и посетить множество мест с национальным колоритом.
Николай Иванов: Мы съездили в поселок Листвянка, это курорт на Байкале. В Музее Байкала виртуально опустились на глубину 1600 метров. Потом мы погуляли по пригороду и посмотрели памятники деревянного зодчества – дома, перенесенные с места водохранилища и превращенные в музейный комплекс.
Алексей Титков: Я не ожидал, что Байкал произведёт на меня такое сильное впечатление – он бескраен и величествен!
Анна Дюкова: Мне очень понравился Иркутск, люди. Мы катались на пароходе по Байкалу, посетили Музей Александра Вампилова, усадьбу Волконских, храмы, я успела даже сходить в сибирскую баню.
Алиса Золоткова: Было здорово находиться в Иркутске вместе с ребятами! Байкал – это, безусловно, потрясающе! Хотелось провести на озере ещё пару дней: смотреть и смотреть на Байкал. Люди очень интересные: нет и признака хандры, присущей Петербургу, всё просто, прямо, у всех отличное чувство юмора.
Дмитрий Ткаченко: Так как у меня был довольно плотный гастрольный график, я успел немного: походил по историческому центру, побывал в Музее имени Александра Валентиновича Вампилова. Это единственное в России место, где всё сосредоточено на Вампилове: со всех уголков земли привозят что-то, имеющее отношение к писателю, сюда приезжают артисты, культурные деятели, здесь проходят различные мероприятия. Женщина, которая является директором и устроителем этого музея, очень радушно нас встретила и провела экскурсию. Еще мы побывали в Музее Байкала – это вообще мировое место, музей высокого качества и уровня. Даже я, человек с широким кругозором, открыл для себя много нового благодаря этой поездке.
Для каждого артиста гастроли – это что-то очень важное. Актеры поделились своими размышлениями по поводу поездки в Иркутск, акцентируя внимание на том, в чем для них заключалась уникальность этого ответственного путешествия.
Алексей Титков: Я люблю гастроли, потому что встречаю иную публику, замечаю новые реакции, спектакль идет по-другому или вообще обретает второе дыхание. Спектакль «Бешеные деньги» крепко сделан, его везде хорошо принимают. Завтра мы отправляемся с ним в Липецк.
Алиса Золоткова: Как я понимаю, это первые гастроли Петербургского ТЮЗа в Иркутске. Уже одно это имеет значение и для нас и для иркутян. Эти гастроли были большими! Было много спектаклей и почти вся труппа! Мне нравится играть на новых площадках, спектакль становится немного другим – реагирует и на зрителя и на новое пространство.
Анна Дюкова: Гастроли – это всегда какой-то глоток свежего воздуха. Все любят уезжать в Европу, смотреть иноземные красоты, а Родина всё время остается за полем интереса. Наши сибирские гастроли подтвердили, что Россия не менее прекрасна, чем Европа. Я была впечатлена Байкалом – его размерами, стихией, царящей на этом озере, – и это всё наше, это Россия! Я испытала чувство гордости за нашу страну, потому что это отчасти моё, и я за это ответственна. Играть спектакли где-то в глубинке – это очень важно, потому что ты делишься тем, что у тебя есть, учишься у людей, которые смотрят на тебя и отдают тебе в ответ свою любовь. Это очень обогащают и окрыляет. Кроме того, гастроли нужны артисту для профессионального роста: зрители не знают ни актеров, ни театр, ни спектакль, так что гастроли – это лакмусовая бумага, показатель того, что мы еще живы. Такая неподдельная реакция, которая была у иркутской публики, очень радует – значит, мы что-то делаем не зря в этой жизни, и это дает сильный заряд творчества.
Дмитрий Ткаченко: Моя цель – хорошо сыграть, это мои первые гастроли, и их надо было провести достойно. Я считаю, что всё прошло, как минимум, хорошо. Мне кажется, если есть связь с другим театром, это принесет свои плоды, озарит светом будущее детей нашей страны и будущее театров.
Валерий Дьяченко: Гастроли в Иркутске – прекрасная художественная акция, за которую хочется поблагодарить ТЮЗ имени А.А. Брянцева, ТЮЗ имени А.В. Вампилова: ничто так не сближает людей, как искусство. Мы прилетели в центр Восточной Сибири, в город с богатыми восточными традициями, со своим театральным училищем. Это было ответственно, потому что Иркутск – это театральный город, и зритель здесь искушенный, много видел. Тем приятнее было слышать отзывы людей о том, что они давно не видели такой тонкой и изящной игры и спектаклей с художественной атмосферой. В памяти впечатление от самого таежного края: посещение Музея декабристов, озера Байкала, Ангары. В этом городе творил Валентин Распутин, Александр Вампилов, Владимир Гуркин, который написал «Любовь и голуби». Открывали мы гастроли «Человеком в футляре» А.П. Чехова, заканчивали «Бешеными деньгами» А.Н. Островского. Эти спектакли показывают жизнь человеческого духа, остальное – за границами театра. «Человек в футляре» – это спектакль о хрупкой человеческой душе, сокрытой под чехлом, данная тема нашла отзыв, публика оказала теплый прием. Впечатление от полных залов, единение со зрителями – те чувства, ради которых стоило летать в Иркутск. В душе остались теплые ощущения, человеческие лица, эмоции. Мне кажется, что эти гастроли нас взаимно обогатили, одухотворили и позвали к дальнейшим путешествиям по стране и встречам с нашим замечательным зрителем.
Текст и беседа: Елизавета Ронгинская
Фото предоставлены ТЮЗом им. А. А. Брянцева