Легендарный «Берлинер Ансамбль» показал 12 и 13 июня «Кавказский меловой круг». Кровь ведрами, насилие на грани натурализма… Но не только это было главным.
«Кавказским меловым кругом» в свое время великий Бертольд Брехт открыл свою сценическую площадку на Шиффбауэрдамм. Версию спектакля известного немецкого режиссера Михаэля Тальхаймера играли в России впервые, как и впервые за всю историю Платоновского фестиваля на него приехал театральный коллектив из Германии.
Мощный, экспрессивный, обращенный к социальной жизни, не боящийся натурализма – таким зрители Платоновского фестиваля увидели современный немецкий театр. Чувствуются глубокие корни, уходящие в традиции «эпического театра» Брехта: здесь рассказ, а не действие, актеры исполняют несколько ролей и не покидают сцену, нет отвлекающих декораций, проекций, витиеватой игры света, здесь обращаются не к чувствам человека, а к его разуму. Это театр-работа, где неподготовленному зрителю легко уйти во вкусовщину: «нравится – не нравится».
«Кавказский меловой круг» – одна из самых популярных пьес Брехта. Ее ставят во всех театрах мира. Россия не исключение. Последняя постановка была в 2016 году на сцене Московского театра им. Вл. Маяковского (режиссер – Никита Кобелев). И тем интереснее воронежскому зрителю было увидеть версию одного из самых известных немецких режиссеров Михаэля Тальхаймера, поставившего спектакль на брехтовской сцене.
Действие происходит в средневековой Грузии. Во время очередного мятежа одного из князей убивают, его жена сбегает и бросает ребенка – наследника знатного рода. Ребенка спасает простая грузинская судомойка Груше. По окончании восстания настоящая мать требует вернуть ребенка, а новая не хочет его отдавать. Ну а дальше – притча царя Соломона: спор двух матерей предстоит разрешить судье Аздаку, еще тому пройдохе.
Вообще, Кавказ в пьесе Брехта – такая же абстракция, как и Китай в «Добром человеке из Сычуани». Да и спектакль, скорее, про то, как – вопреки страху, личным интересам, общественному мнению – обычная судомойка Груше учит мир самоотверженности и любви. Любви, за которую придется заплатить в полной мере. Роль Груше Вахнадзе в спектакле «Берлинер Ансамбля» исполняет звезда австрийской и немецкой сцены Штефани Райншпергер. Она покорила зрителей силой своего мастерства и мощной энергетикой. Ее хотелось обнять и пожалеть прямо сейчас. Сочувствие, самопожертвование, гуманизм – вот чему нас учит немецкий «Кавказский меловой круг».
Круто завернутый сюжет брехтовской пьесы позволяет режиссеру Тальхаймеру концентрироваться не только на самом произведении – он подчеркивает трагедию каждого персонажа. Маленькие люди обретают голос. Здесь есть место каждому для высказывания, боли и плача. Каждый актер выходит на край сцены в том или иной образе и проживает свою историю.
Белые, меловые лица, латекс, татуировки, одежда в крови – немецкие актеры экспрессивны не только внутренней силой, но и внешне. Форма и содержание не перетягивают внимание зрителей, всё работает на конечный результат.
Еще один герой спектакля – музыкант. Звуки его электрогитары, громкие и грубые, порой становятся романтичными и нежными. Он не подыгрывает актерам – они живут параллельно, создавая одну реальность.
Вообще, режиссер Тальхаймер никого не жалеет. Мощная экспрессия, крики до хрипоты и слюны. Без антракта и перерыва, спектакль не дает расслабиться и перевести дух. Это не про вчера, это про сегодня, где по-прежнему есть войны, убийцы, одинокие дети, разлученные возлюбленные, страдающие от несправедливости матери. Брехтовская правда обращения к тому, что нас окружает, в непростые политические времена по-прежнему актуальна. Что может быть важнее жизни вокруг? Театр должен отзываться на проблемы действительности пусть и таким непростым сценическим языком.
Текст: Наталья Гааг
Фото: Андрей Парфёнов