Фестиваль «Звезды белых ночей», начавшись в мае, дарит сейчас и еще подарит зрителям немало эффектных мероприятий. Мы не могли не побывать на одном из них – балете Людвига Минкуса «Дон Кихот» — прекрасной классике Мариинки, не стареющей с 1902 года.
Напомним, музыкальный фестиваль, неизменно проходящий при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и под художественным руководством Валерия Гергиева, стартовал уже в 14-й раз, продлится до 26 июля. Балет «Дон Кихот», на котором нам удалось побывать, является лишь одним из 160 мероприятий — спектаклей и концертов фестиваля, что говорит о невероятной масштабности проекта, год от года приобретающей дополнительный размах.
Мариинский балет «Дон Кихот» — это не просто романтическая история любви, это «ода» печальному рыцарю, преисполненному благородства и жаждущему приключений. В основе сюжета либретто, написанного Мариусом Петипа по мотивам одноименного романа Мигеля Сервантеса, лежит романтическая история двоих влюбленных, которые смогли пожениться только благодаря доблестному и благородному рыцарю.
Нынешняя версия балета по-прежнему, с того же 1902 года, идет в Мариинском театре в хореографии Александра Горского. Все три действия балета, проходящие на одном дыхании, возникает ощущение, будто зритель – не просто зритель, а житель Барселоны, прохожий, наблюдающий за всем происходящим отнюдь не из зала. Центральным персонажем становится не сам Дон Кихот, как можно было бы предположить, а влюбленные: дочь трактирщика – Китри, и ее возлюбленный – цирюльник Базиль. Погружаясь в атмосферу Барселоны, зритель увлеченно следит за танцем задорной Китри, словно гуляя по площади у кабачка Лоренцо – ее отца. На этот же эффект работают появляющиеся на сцене живые конь и пони. В общем, труд по работе над декорациями Александра Головина и Константина Коровина (костюмы также Константина Коровина) производит должное впечатление.
Одновременно и очень испанский и, в то же время, поликультурный дух Барселоны отражают хореографические решения: в балете мы можем видеть и танцы цыган в исполнении Марии Лебедевой, Олега Демченко и артистов балета, и танец уличной танцовщицы, исполняемый Викторией Брилеваой, и восточный танец Юлии Кобзарь.
Но вернемся к сюжету. Лоренцо – строгий отец неугомонной дочки; Китри пора замуж, но он против ее избранника – простого бедного цирюльника. Отец прочит ей богатого жениха – Гамаша (лауреат международного конкурса – Василий Щербаков), дворянина, на которого Китри не желает и смотреть. И здесь то и появляется он — Дон Кихот (Сослан Кулаев) – романтичный «рыцарь печального образа». Он, как всем известно, отправляется вместе со своим слугой Санчо Пансой на поиски приключений. В балете он благородно помогает Китри воссоединиться со своим возлюбленным. Дон Кихот настолько поражен красотой Китри, что она является ему в сновидениях в образе Дульсинеи среди царства дриад — лесных нимф, повелительницу которых, к слову исполнила Екатерина Иванникова.. Это происходит в третьей картине и именно эта картина — одна из самых ярких во всем балете, поражает своим великолепием, костюмами, танцами: разноцветные пачки дриад, цветы, маленькие ангелы – от всего этого великолепия трудно отвести глаза.
Кем был бы Дон Кихот без своего верного и услужливого слуги, простачка Санчо Пансы? Санчо Панса (Александр Федоров) – добродушный толстяк, который так забавно смотрелся во время танца с девушками: они потешались, завязав ему глаза, во время веселья его подбрасывали в воздух. Забавный оруженосец, как персонаж комический, выполняет свою главную функцию — вызывает добрый смех неоднократно.
Исполнительницей красавицы Китри в это вечер стала Елена Евсеева, лауреат международных конкурсов заслуженная артистка Республики Удмуртия. Без лишних слов – Китри была великолепна, легка, воздушна. Порой казалось, что ей удалось преодолеть гравитацию — так быстро и легко она исполняла свою партию, едва касаясь пола кончиками пуантов. Базиль – Андрей Баталов, известный ранее по таким балетам как «Корсар», «Баядерка», «Сильфида» и другим. Его jete поистине были блистательными, зал не уставал рукоплескать Базилю на протяжении всех трех действий.
В финале, в шестой картине балета возлюбленные, наконец, получают благословение, пусть и обманом, но они, наконец, счастливы, и Лоренцо смиряется с выбором дочери. Почетное место гостя на свадьбе принадлежит Дон Кихоту. Но приключения не ждут и доблестный рыцарь опять отправляется на поиски новых, ведь на свете еще так много несправедливо обиженных, и так много славных подвигов, которых он еще не совершил.
Текст: Елизавета Митрофанова, Наталья Гурылева
Фото предоставлены Государственным академическим Мариинским театром