Душевные баталии за игрой в карты | PROтеатр

Спектакль «Игра в Джин», поставленный в Театре на Литейном, поведал зрителям историю двух людей, рискнувших открыться друг перед другом за игрой в карты. Жизнь нередко сравнивают с игрой — и в этом спектакле вдоволь и  того и другого.  

Пьеса американского драматурга Дональда Ли Кобурна, получившего за «Игру в Джин» Пулитцеровскую премию, была привезена в Россию в 70-е годы. На Бродвее ее сыграли триста пятнадцать раз, и побывавшая в то время в США актриса и режиссер Галина Вовчек была настолько впечатлена спектаклем, что приложила все усилия, чтобы в 2001 году он был поставлен в московском театре «Современник». Главные роли в спектакле Вовчек сыграли Лия Ахеджакова и Валентин Гафт. Это была прекрасная интерпретация пьесы! Костюмы и грим – все это второстепенно по сравнению с мастерством именитых артистов. «Игра в Джин» — пьеса особенная, требующая того, чтобы в ней были задействованы в первую очередь интересные публике артисты, иначе спектакль будет не таким эффектным.

Новая версия «Игры в Джин», которую представил режиссер Игорь Драка, стала бенефисом актрисы Татьяны Ткач, праздновавшей в день премьеры спектакля ровно сорок пять лет своей сценической карьеры. Татьяна Ткач — народная артистка России, актриса театра и кино, снимавшаяся в таких известных советских фильмах, как «Белое солнце пустыни» и «Место Встречи изменить нельзя». Она активно принимает участие в съемках художественных фильмов и даже сериалов, например, «Улицы разбитых фонарей» и «Мастер и Маргарита». Но главным и самым любым поприщем актрисы остается театр, поэтому отпраздновать памятную дату Татьяна Ткач решила, конечно же, на сцене – в роли Фонсии Дорси в спектакле «Игра в Джин».

Сюжетная линия спектакля проста и прозаична, но в то же время наводит на мысли о всей многогранности бытия, часто представляемого какой-то вечной игрой. Фонсия (Т.Ткач) и Веллер (С.Кошорин) живут в доме престарелых. Для России это очень необычно, но в Америке такой выбор делают многие, даже состоятельные граждане. Своеобразный пансионат, в котором живут люди преклонного возраста, – последнее пристанище, финишная прямая. Здесь многие из них обретают смирение, пытаясь хоть как-то облегчить бремя одиночества и свыкнуться с итогами жизни.

И вот двое диаметрально противоположных людей, Фонсия и Веллер, встречаются за одним карточным столом, и все начинается с непринужденной игры в «Джин». Вскоре действие выливается в настоящий разбор полетов, где каждый норовит доказать, что и здесь, и вообще по жизни играл «чисто».  Незнакомые друг другу люди раскрывают не только карты с одинаковыми рубашками, но и личные карты, фрагменты своего прошлого. Кто, как не первый встречный, может дать лучшую оценку тем или иным поступкам, высмеять их либо посочувствовать! Так подумали и герои спектакля. Они обжили уютную террасу, на которой их никто не беспокоил, и беспечно придавались спорам и размышлениям, наводили мосты и вторгались в давно уже сложившийся и почти неприступный внутренний мир друг друга.

Фонсия Дорси — женщина в летах, эдакая кокетка, по-прежнему любящая ухаживать за собой. Она далека от игры в карты, хотя некоторые ее рассказы о юности дают понять, что она была той еще горячей штучкой. Обаяние и грациозная игра красивой, интересной женщины в совокупности с голливудским шиком ее гардероба украшают спектакль, утоляя жажду эстетики.

Напарник Фонсии за карточным столом – Веллер Мартин, немного истеричный мужчина, страстный любитель игры в карты. Когда-то у него было свое дело, но развод с женой вывел Веллера из колеи. Почти сразу он лишился всего, и даже верные партнеры по бизнесу от него отвернулись. И вот в конце жизни он оказался на забытой Богом террасе — и даже игра в «Джин» не приносит ему удачи! Дилетантка Фонсия раз за разом выигрывает, и от этого самообладание джентльмена со стажем  его подводит.

Пьеса, изначально задуманная как трагедия, в версии Игоря Драки превращается скорее в трагикомедию. Драматические моменты в основном разбавляет Веллер, его отчаяние иногда становится настолько гротескным и фантасмагоричным, что от смеха никак не удержаться. Не стесняясь в выражениях, Веллер бранится на фаворитку фортуны Фонсию. Пребывая в таком неуравновешенном состоянии, он в то же время украдкой смотрит на нее как на привлекательную женщину, по-доброму разговаривает с ней и целует руки. Собственно, в этом и заключался весь комизм постановки: поведение ворчливого и раздражительного мужчины зрелого возраста иногда шокировало своей внезапностью и, конечно, некоторые знакомые зарисовки из жизни позволяли проникнуться, вспомнить что-то знакомое и от души посмеяться.

Очевидно, разнообразить такой довольно статичный по форме спектакль нелегко, но режиссер Игорь Драка нашел выход, ненавязчиво расширив довольно небольшое пространство сцены за счет зрительного зала. Необычным было и музыкальное оформление Андрея Телятникова: помимо обычного музыкального сопровождения, Телятников добавил звуки природы, дождя, пения птиц, что очень радовало зрителей.

Хорошо запомнилась сцена с цветами. Веллер решил преподнести сюрприз очаровательной даме и просил простить его агрессию. Разговор не сразу пошел в нужном направлении, но вскоре дело дошло до очередной партии в «Джин». И здесь без изменений, Фонсия как всегда на коне, и громким и неподдельно издевательским вскриком «Джин» она провоцирует соперника на новый скандал и новые откровения. Все заканчивается тем, что свежий букет преподнесенных ей цветов Фонсия уничтожает,  посыпая оплеухами ненавистного сквернослова.

Но понемногу заядлый картежник привыкает к везучей Фонсии, а она уже начинает беспокоиться о нем. Игра в «Джин» раскрывает все новые и новые секреты их долгой и интересной жизни. И становится понятно, что все у них еще впереди, а это терраса — как остров, куда выбросила героев бурлящая вода жизни, где есть все необходимое для спокойного счастья: и фортепиано для души, и карты для азартной игры.

Текст: Алла Козбаненко

Фото: Дарья Пичугина

Рейтинг
( Пока оценок нет )
PROteatr