Фестиваль «Радуга». День четвертый: Молчание, наполненное мыслью | PROтеатр

2 июня в программе «Радуги» было заявлено два спектакля: «Оркестр титаник» Сергея Бобровского и «Три сестры» Тимофея Кулябина. Продолжим увлекательное путешествие по просторам режиссерской мысли и узнаем, каким видят Чехова в Новосибирске.

Спектакль «Три сестры» поставлен в 2015 году в театре «Красный факел», успел получить премию «Золотая Маска» за актерский ансамбль. Уникальность постановки заключается в форме: артисты не произносят текст, а используют для общения жестовый язык. Субтитры помогают зрителям понять, что происходит на сцене. Язык жестов лишает актеров их главного инструмента – интонации – и вынуждает использовать другие ресурсы для создания сценического образа. Режиссер переворачивает не только способ актерского существования, но и зрительского восприятия классического текста, актуализируя новые смыслы.

На программке к спектаклю изображен план дома Прозоровых, определяющий местоположение каждого героя. На авансцене находится общественное пространство – столовая и гостиная, чуть дальше – комнаты героев. Стен между комнатами нет, как и нет личных границ между людьми. Все они близки, и это происходит не только из-за особой духовности, царящей между героями, но и физической необходимости – чтобы быть услышанным, необходимо видеть человека. Разговор возможен только при тесном контакте, поэтому все герои предельно сосредоточены друг на друге. Но постепенно они перестают ловить взгляды, теряя желание общаться. Ирина не слышит признание в любви Соленого (Константин Телегин), прощальных слов Тузенбаха… Герои перестают вступать в контакт, желая остаться наедине со своей душой и собственными переживаниями.

Служанка Анфиса лишена голоса и слуха частично, а Ферапонт (Сергей Новиков) — единственный, кто хорошо говорит и слышит. Эти персонажи являются представителями другого мира, нарушающими вакуумное пространство молчания. Беседа Ферапонта и Андрея (Илья Музыко) вызывает волны зрительского смеха, потому что герои с трудом понимают друг друга. Но когда Андрей произносит, что он не общался бы с Ферапонтом, если бы тот понимал его, сцена приобретает трагическое звучание.

k5fqctb6-rq-1024x682-1

Важно заметить, что все персонажи живут и действуют одновременно, что позволяет увидеть общую картину жизни людей. Музыкальный мир пьесы насыщен и пропитан различными звуками. Это и звон посуды, музыка, доносящаяся из телевизора и телефона, хлопки и удары, шум шагов, гул ветра, голос скрипки, падающих предметов. Мир живет и звучит, но герои выключены из него, находятся в другом пространстве. При этом они нисколько не ущербны: они могут не слышать плач ребенка, быстро среагировать на случившееся, но с удовольствием танцуют, ведут дискуссии, принимают гостей.

Работа над спектаклем велась два года, и только целый год артисты изучали язык жестов. Руки становятся главным инструментом для общения, позволяющим рассказать о человеке все. Эмоции и мысли, внутренние интонации просвечивают сквозь жестикуляцию, индивидуальную для каждого.

Все артисты значительно моложе своих персонажей, особенно Вершинин (Павел Поляков), Анфиса (Елена Дриневская), Кулыгин (Денис Франк) и Чебутыкин. Поэтому их герои находятся в том активном возрасте, когда еще очень хочется жить: они полны энергии. Особого внимания заслуживает работа Андрея Черных, играющего Чебутыкина. Его персонаж удивительно правдив и откровенен. За равнодушием скрывается трепетность и любовь, за благодушием – искренние переживания и тревога. Красноречивое

существование артиста даже не нуждается в субтитрах: ему удалось добиться высокого уровня освоения приема и сделать его частью себя.

Ирина (Линда Ахметзянова) играет нежную, полную энергии и драйва девушку, которой нужны бури и испытания. Она летит навстречу миру, искренне верит, что поедет в Москву, но жизнь расставляет свои приоритеты. Для Ирины Москва – это то место, где она встретит свою любовь. Нарисованный образ настолько далек от влюбленных в нее героев: Соленого, Тузенбаха, Родэ (Сергей Богомолов), Федотика (Алексей Межов), что она не воспринимает их как женихов. Тузенбаха играет Антон Войналович, и его персонаж наполнен светом и любовью. Он тактичен, изящен, вдумчив и нежен, но слишком привычен для Ирины, стремящейся ко всему новому.

Наташа (Валерия Кручинина) как и все остальные персонажи, неврастеник: сферой ее реализации является дом, поэтому она сосредоточена исключительно на порядке и комфорте. Она переселяет Ирину в комнату сестры, прикрываясь опасениями за ребенка, выживает Анфису и Ольгу, нещадно поглощая пространство. Наташа – неотъемлемая часть их мира, более состоявшая в жизни, но не менее несчастная. Она добивается своей цели и не пасует перед приличиями и гласом совести, но не может внутренне измениться и стать той, кем ей хочется.

Все герои — члены одной большой семьи, где бывает все: и радость, и горе. Они пытаются веселиться на именинах, устраивают настоящую вечеринку, ожидая ряженых. Пожар отдаляет их друг от друга, а перевод бригады делает и сестер, и самих военных, совершенно одинокими. Ослепленным горем и несчастиями сестрам начинает казаться, что они слышат музыку. Это – как глоток свободы или неожиданное приближение к мечте – дарит героиням надежду на светлое будущее. Но музыка сменяется гулким, однообразным шумом, и зрители впервые за спектакль физически ощущают мир слуховым аппаратом глухих. Иллюзии исчезают, и остается только непростая действительность, в которой каждый отвечает сам за себя.

Текст: Елизавета Ронгинская

Фото: Наталья Кореновская

Рейтинг
( Пока оценок нет )
PROteatr