Фестиваль «Радуга». День шестой: Быть или не быть открытым миру и людям?

4 июня на фестивале показывали  латвийский спектакль «Квота на жизнь» Галины Полищук и эстонскую работу «Пьяные» Лембита Петерсона.

Пьеса «Пьяные» И. Вырыпаева знакома петербуржцам по постановке Андрея Могучего в БДТ. Эстонский режиссер выбрал другую тональность спектакля, остановившись на исключительно камерной и исповедальной манере высказывания. Многие эпизоды решаются через юмор, характеры «пьяных» карикатурны и подчеркнуто физиологичны.

Сходный сюжет интересовал Ф.М. Достоевского, планировавшего написать роман «Пьяненькие», в центре которого была бы история Семена Мармеладова. Замысел реализовать не удалось, но чуть позже идея воплотилась на страницах произведения «Преступление и наказание», став одной из важных смысловых линий романа. В пьесе И. Вырыпаева, как и в культовом произведении Ф.М. Достоевского, истина проговаривается устами пьяных людей. Важно одно различие – Семен Мармеладов таким образом оправдывает свое пристрастие и болезнь, для героев же пьянство – это не конфликтное, а вполне естественное состояние. Это часть действительности, способ раскрыться миру и людям. Насколько это правильно с точки зрения этики и эстетики – решать уже читателям или зрителям.

На сцене воссоздается конфликтное пространство: жалюзи отделяют незнакомый, бескрайний мир, где люди говорят только правду, от теплого и дурманящего мира ресторана. Все важные философские разговоры происходят на улице.  Хронотоп большой дороги в данной пьесе имеет большое значение, ведь он становится основой художественного мира, в котором действуют герои, случаются  разнообразные встречи. Проститутка может встретить директора кинофестиваля, банкир – нищенку, обеспеченная пара — молодых несостоятельных людей. Такие обстоятельства подталкивают людей к странным сближениям и откровенности, позволяя преодолеть границы.

id6ojweh2hq-1024x682-2

Спектакль Лембита Петерсона делится на эпизоды, в каждом из которых транслируется одна из важных межличностных проблем. Важно, что все персонажи совершенно разного возраста и социального класса, что дает нарисовать глобальную картину мира.

В семейных парах, проживших в браке уже продолжительное время, актуальной становится вопрос измены и страха быть самим собой. Мужчина признается, что изменял своей жене, второй мужчина уличает в измене свою супругу. Важно, что оба они признают свою вину в сложившейся ситуации, оправдывая поступки тем, что все ищут счастья. Они хотят начать все с начала, но на этот раз по-настоящему, искренне доверяя друг другу.

Две другие молодые пары: а именно новоиспеченные жених и невеста, а также мужчина и девушка, шуточно вступающие в брак прямо на автобусной остановке, больше рассуждают о свободе и умении отдавать себя без остатка. Они не хотят успокаивать свое эго, купаясь в страдания и неврозах, а лаконично говорят о том, что «ныть – нельзя!».

Всех этих героев объединяет одно желание: все хотят быть любимы, приняты со всеми своими недостатками, поняты и прощены. Мотив прощения возникает в последнем эпизоде, где встречается проститутка и директор кинофествиаля. Он болен раком, и его жизненная философия сводится к тому, чтобы говорить людям правду и быть чистым сердцем. Каждый обман деформирует человека как личность, превращает его в кого-то другого. Мужчина передает это знание девушке, и она принимает его за Иисуса, готового раскрыть душу своему ближнему.

Текст И. Воропаева полон лаконичных и энергичных высказываний, игра артистов и образный ряд спектакля помогают заострить проблемы и поговорить о наболевшем. Несмотря на сложность и неразрешимость экзистенциальных вопросов, ежеминутно будоражащих человека, юмор и любовь, транслируемые артистами, позволяют испытывать радость и счастье, веру в то, что все будет прекрасно, и мир изменится.

Текст: Елизавета Ронгинская

Фото: Наталья Кореновская

Рейтинг
( Пока оценок нет )
PROteatr