В современном цивилизованном мире, пожалуй, не найти человека, который ни разу не слышал бы знаменитые фанфары «O Fortuna» Карла Орфа. Их использовали в сотнях фильмов, сериалов и рекламных роликов. При этом лишь малая часть из услышавших сумеет назвать автора. Причиной этому отчасти сам автор, избегавший рассказов о себе.
Сценическая кантата «Кармина Бурана», в основу которой положены стихи и песни из сборника бытовой немецкой лирики XIII века, – произведение парадоксальное. С момента премьеры в 1937-ом году и по сегодняшний день о ней существуют диаметрально противоположные мнения: большинство говорит о том, что это гениальное сочинение, но есть и те, кто находит эту музыку слишком простой, примитивной. Бесспорно одно: никто не может отрицать потрясающей силы воздействия «Кармины», она никого не оставляет равнодушным. Этот эффект достигается во многом благодаря завораживающей ритмике старинных средневековых текстов.
В Ростовском музыкальном театре постановщики как бы укрупнили заложенные автором идеи. Режиссер-постановщик Георгий Исаакян (лауреат Государственных премий, заслуженный деятель искусств России, Москва) постарался представить спектакль не только как мистерию великой человеческой культуры, но и как мистерии «жизни каждого отдельного человека, неповторимого и уникального». И действительно: в процессе просмотра постановки погружаешься одновременно в видение жизни и проблем всего человечества, различая при этом отдельные судьбы и их радости и потери. Ритмика произведения и мощь хорового исполнения с первых нот пробирают до глубины души.
Сценографически эта постановка совершенно неожиданна для Музыкального театра: впервые здесь дано артхаусное, современное представление. Относительная минималистичность декораций, деление пространства светящимися гранями кубов помогают концентрировать внимание на главном, на действии. В соседних зонах могут находиться, например, кофейный киоск, гостиная и ванная комнаты. И люди поют и перемещаются между ними – так создается дополнительная динамика. Сливаются воедино времена и пространства. Через всё произведение проходит нить затрагиваемых автором тем: Человека и Судьбы; Жизни, Смерти и Любви. И каждая открывается по-своему – не так, как предыдущая.
Особенно хочется отметить хореографическую составляющую спектакля, постановщиком которой является Кирилл Симонов (хореограф-постановщик, лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска», Москва): разнообразие пластики артистов не только балета, но и хора создаёт непрерывный «танец жизни».
Если верить Карлу Орфу, колесо Фортуны не снижает скорости своих оборотов. Написанная в трудный период, между двумя мировыми войнами, кантата «Кармина Бурана» и сейчас актуальна, как никогда. И Музыкальный театр на волне современных проблем общества спешит показать зрителю самое важное – то, что отзовётся в нём, что поможет по-новому, со стороны посмотреть на свою жизнь и, возможно, замедлить непрерывный бег либо переоценить нынешние приоритеты.
Текст: Александра Марьяненко
Фото: Денис Демков