Ожившие полотна Фриды Кало | PROтеатр

В последнее время эксперименты в искусстве становятся все более разнообразными, очень часто при взаимодействии различных направлений творчества появляются настоящие шедевры. Одним из таких стал спектакль фламенко «Фрида», представленный на сцене театра Эстрады имени Аркадия Райкина.

 Воплощение в жизнь произведений удивительной художницы Фриды Кало в спектакле фламенко «Фрида» — зрелище поистине незабываемое. Такое можно увидеть только в Петербурге, многие зрители специально приехали из Москвы и других городов, чтобы увидеть эту уникальную постановку, представляющую собой искусство в искусстве.

Мексиканская художница Фрида Кало известна, в первую очередь автопортретами, ее стиль трудно определить к какому-то конкретному жанру живописи, в свое время ее произведения относили к «фолк-арт» стилю полагающемуся на этнические мотивы. Впрочем, однозначно, большое значение для ее вдохновения имел  ее муж, художник-сюрреалист Диего Ривьера, отголоски сюрреализма иногда фигурируют и в картинах Фриды Кало. Тематика ее произведений была посвящена во многом Мексике, которая существовала до открытия Колумбом Америки, вместе с мужем Фрида Кало состояла в коммунистической партии и это тоже занимает особое место в ее творчестве.

Наполненная трагическими событиями, непростая судьба художницы легла в основу этого спектакля. В  «Фриде» соединены утонченная натура талантливой художницы и страстное, по-настоящему горячее отторжение существующей тогда реальности. Это, в первую очередь эстетически красиво, в то же время необыкновенно грустно и волнующе: постановка таит в себе глубокий смысл и переживаний самой художницы и видения ее картин сегодняшним поколением.

Премьера спектакля «Фрида» состоялась еще в 2009 году и заслужила большой интерес среди зрителей: действие заключено в таком грациозном и привлекательном танце, как фламенко. Аккомпанемент для этого сложного, продуманного буквально до кончиков пальцев танца составляют две гитары, ударная установка и фортепиано. Но главной особенностью звучания стал пронзительный вокал Татьяны Шишковой, она одна из лучших исполнительниц этого жанра в России, много работала с испанскими и мексиканскими вокалистами и это очень заметно, поскольку исполнение было исключительно на испанском языке.

Особенность этой постановки еще и в том, что здесь режиссером-постановщиком выступает исполнительница главной роли, хореограф и танцовщица Наталья Зайкова — обладательница множества премий, в том числе «Золотой Кентавриты». Она в полной мере постаралась раскрыть образ самой Фриды Кало и, наверно, у нее это получилось, тем более, что они даже немного похожи внешне. Безукоризненно поставленная хореография – это по большому счету ее собственная работа, впрочем, как и сама идея создания спектакля-фламенко «Фрида». Очень интересно наблюдать за действием, которое создано самим исполнителем. В данном случае это отточенное до совершенства мастерство, поскольку каждый знает свое дело и знает, как лучше это преподнести зрителю. Сам танец фламенко – это прежде всего мужская и женская партия, причем, до некоторого времени определенные движения были строго распределены между мужчиной и женщиной. Например, главная отличительная черта этого танца – «сапатеадо» — простукивание каблуками в такт, элемент сложный, требующий больших усилий, отдаленно напоминающий чечетку был преимущественно закреплен за мужчиной, женщине же отдавались волнообразные движения рук, кисти рук и пальцы имеют большое значение для всего танца в целом. Но в этой постановке главная героиня — Фрида, танцует как мужскую, так и женскую партию, ее партнером по фламенко стал Константин Фролов, он исполнил роль Диего Ривьера.

Безусловно, наибольший контакт прослеживался между вокалисткой Татьяной Шишкиной и танцующей фламенко Натальей Зайковой. Не удивительно, ведь очень важно, чтобы каждое движение попало в такт мелодии и словам песни. Испанские мотивы, звучащие со сцены наряду с ритмичным танцем порождают сильную энергетику, способную захватить внимание зрителя и повергнуть его в восторг, этому способствует благозвучность испанского языка, согласованная с малейшими движениями в танце.

Сами ожившие полотна Фриды Кало были представлены как в репродукциях ее картин, так и на мультимедийной декорации, установленной на сцене. Главным конфликтом действия послужило трагическое начало творческого пути художницы. Известно, что потрясающе красивая Фрида Кало в детстве переболела полиомиелитом и из-за осложнений одна нога у нее была тоньше и меньше другой, что она тщательно скрывала на протяжении всей жизни под длинными юбками. Немного позже она попала в автокатастрофу и долгое время не могла ходить, отсюда становится понятно, почему основным направлением для нее стали автопортреты, она долгое время находилась наедине с собой и, по ее словам, об одиночестве она знала все. Удивительно, что в каждом автопортрете Фрида Кало представляется разной, то есть даже она сама видела себя все время с нового ракурса.

Сквозь боль и переживания видна та сильная и непоколебимая натура, волевой женщины, способной пережить столько бедствий и все равно оставаться счастливой и одаренной.  Иллюстрацией такой удивительной выдержки может стать автопортрет «Маленькая лань», на котором изображено лицо Фриды Кало в теле маленькой лани, раненной множеством стрел, но все рано продолжающей бежать. Большую значимость для ее творчества имел  ее муж Диего Ривьера и хоть у них были непростые отношения, но его присутствие в сердце художницы было отображено во многих ее произведениях. Например, автопортрет «Диего в мыслях», где Ривьера изображен на челе самой художницы и его лик напоминает «третий глаз».

Характерные для фламенко колоритные костюмы сменялись на протяжении всего действия довольно часто, иногда это происходило во время или перед началом танца, и перевоплощались актеры иногда прямо на сцене. Яркие наряды акцентировали внимание на разносторонности натуры самой художницы и конечно дополняли тот или иной образ. Однако самым запоминающимся стало отнюдь не традиционное для фламенко красное платье, а бежевый наряд с надписью «Viva La Vida». Эта фраза, несомненно, была рассчитана на особое восприятие всего происходящего. «Да здравствует жизнь!», удивительная жизнь гениальной художницы, отображенная в необыкновенном и запоминающемся спектакле фламенко «Фрида».

Текст: Алла Козбаненко

Фото предоставлены театром Эстрады имени Аркадия Райкина

Рейтинг
( Пока оценок нет )
PROteatr