17 февраля в бывшей резиденции князя Голицына произошло событие, связавшее времена. В этот вечер в творческом пространстве «Голицын Холл» арии и романсы А.С.Пушкина исполнила его прапраправнучка Наталья Павлова – итальянская оперная певица.
Только представьте, что ровно двести лет назад, будто бы в этой же самой гостиной молодой Пушкин впервые увидел княгиню Голицыну и влюбился в нее. Немного позже он напишет несколько стихотворений, выражающих его чувства к княгине. Ода «Вольность», посланная им Голицыной имела следующее вступление:
Но вас я вижу, вам внимаю,
И что же?.. слабый человек!..
Свободу потеряв навек,
Неволю сердцем обожаю.
Евдокия Ивановна Голицына – владелица одного из известнейших литературных салонов, прослывшая «княгиней полуночи» из-за того, что имела привычку принимать гостей в поздние вечера. В ее доме на Миллионной улице собиралась вся литературная знать того прекрасного времени – Вяземский, Карамзин, Жуковский и многие другие. Среди почитателей литературы, а вместе с тем поклонников красоты Голицыной был и молодой, только что вернувшийся из лицея А.С.Пушкин. Поздние вечерние посиделки княгини оправдывались тем, что известная французская гадалка Ленорман нагадала ей смерть в ночное время (предсказание, кстати, сбылось – Евдокия Голицына умерла в возрасте 69 лет во сне). Однако, ночные посиделки никогда не имели двусмысленной подоплеки, княгиня была официально замужем, хоть и жила отдельно от мужа, но поводов для сплетен она никогда не давала и к признаниям влюбленного Пушкина относилась более чем беспристрастно.
Итак, спустя ровно два века в доме князя Голицына вниманию узкого круга зрителей представляется поэзия великого поэта. Причем, его бессмертные стихи, положенные на музыку лучших русских композиторов декламирует и поет несравненная Наталья Павлова, его прапраправнучка (по линии брата Льва Сергеевича Пушкина) и дочь современного русского поэта Веры Павловой.
Оперная певица Наталья Павлова обладает очень сильным сопрано, при этом она имеет неплохие артистические данные, которые позволяют ей завладеть настроением публики и эмоциональной атмосферой в любом, даже таком незаурядном месте, как «Голицын Холл». Эта скромная девушка на самом деле является солисткой театра Nuova Cinema palazzo в Риме и еще нескольких известных итальянских театров. Помимо этого, Наталья Павлова выступает в МГК им. П.И.Чайковского и Московской Филармонии. Ее жизнь между Россией и Италией воплотилась сегодня и в самом выступлении. Все началось с музыки Антонио Вивальди, а после зазвучали уже композиции русских классиков. Поэтому вечеру дано было особое обозначение — «Рим-Россия-Италия-Санкт-Петербуг» или, если выражаться поэтически, то больше подойдет название с афиши — «Ночной Зефир струит эфир…».
Камерное представление содержало множество неожиданных моментов. Например, программой выступлений распоряжался актер со внешностью лилипута. В большом цилиндре он восседал за столом рядом с бутылкой коньяка и двумя бокалами и рассуждал на тему того, что именно сейчас все зрители могут стать свидетелями связи времен и пространства. Как, оказывается это легко сделать, если очень захотеть. Сама Наталья Павлова не в первый раз проводит подобного рода концерт, похожий на времяпровождение аристократии прошлых веков. Она выступала в 2015 году на Международном Санкт-Петербургском форуме, потом в ночь музеев в усадьбе Державина. Сегодня, вечер посвящается 180-летию со дня трагической кончины А.С Пушкина.
Наталья Павлова признается, что каждый раз старается сделать подобного рода выступления необычными. В этот раз наряду с высоким искусством оперного пения, под аккомпанемент виолончели (Алексей Стеблов) и фортепиано (Игорь Степанич), жемчужины поэзии Пушкина сопровождались арома-перфомансом. В приглушенном освещении и при таком мощном разряде оперного сопрано любые запахи воспринимаются по-другому, но те, что были подобраны для этого вечера, подходили отлично. Таким образом, сочетание прекрасного, что выделялось на сцене, а именно – нежного образа самой певицы, ее верных музыкантов и ведущего-карлика соприкасалось с «аромагией» в зале.
Из декораций наиболее заметными становится экранная декорация, транслирующая разные фрагменты, сопровождавшие ту или иную композицию и, конечно, ветки деревьев и кустов, стоящие повсюду пучками. Некоторые ветви стали нужны для номеров Натальи Павловой, например, для самой чувственно броской арии всей программы – «Арии Татьяны» из оперы «Онегин» Чайковского. Ломая эти полуживые отростки деревьев, Татьяна будто преодолевает свои эмоции и как бы переступает через себя. Вообще, образ Татьяны из «Евгения Онегина» является чем-то особенным для Натальи Павловой. В одном из своих интервью, она говорит, что именно эту роль выбрала бы для покорения венского театра «Штаатсопер», на сцене которого Павлова мечтает выступить в будущем.
В программе концерта «Ночной зефир струит эфир» были такие шедевры пушкинской поэзии, как «Не пой красавица при мне…», стихотворение, положенное на музыку Сергея Рахманинова, «Редеет облаков летучая гряда…» на музыку Римского-Корсакова, «Я помню чудное мгновение» под музыку Михаила Глинки, оно, к слову, звучало поистине волшебно.
Так же были продекламированы такие стихи, как «На холмах Грузии…» и некоторые другие всеми любимые стихотворения. В завершении вечера прозвучало «Пора, мой друг, пора…» под музыку Рубинштейна.
Этот вечер, несомненно, стал отличным поводом для того, чтобы задуматься над тем, что время прекрасной эпохи, быть может, прошло. Однако, всегда можно воскресить память о нем вот такими необычными перфомансами, в которых, при этом, принимают участие потомки известнейших и самых дорогих для нас людей и деятелей искусства.
Текст: Алла Козбаненко
Фото из личного архива певицы