Жемчужиной каждого театрального сезона в ТЮЗе является Международный фестиваль «Радуга», собирающий лучшие европейские и российские театральные постановки. В этом году фестиваль начался 30 мая и продлится до 5 июня. Мы будем следить за всеми событиями фестиваля.
2017 год для «Радуги» юбилейный — фестиваль отметил свое совершеннолетие, что говорит о несомненной важности этого ежегодного глотка свежего воздуха для петербургской публики, желании зарубежных коллективов показать свои работы и обменяться культурным опытом с российскими деятелями искусств.
В этом году «Все флаги в гости будут к нам»: Ольвье Пи со спектаклем «Прометей прикованный. Просительницы», Йонас Вайткус с «Королем Лиром», Франк Зёнле с постановкой «Отель у реки. Горизонтальное время Джакометти», Эрдинч Доган с «Записками из подполья», Оскарас Коршуновас со «Свадьбой», Лембит Петерсон со спектаклем «Пьяные» и Даниеле Финци Паска с работой «Белое на белом». Российская программа представлена спектаклями: Уланбек Баялиев — «Гроза», Кирилл Серебренников – «Кому на Руси жить хорошо», Сергея Бобровский — «Оркестр Титаник», Тимофей Кулябин — «Три сестры», Галина Полищук — «Квота на жизнь», Денис Бокурадзе — «Корабль дураков» и Артем Черкаев — «Мертвые души».
Фестиваль открылся спектаклем Авиньонского фестиваля «Прометей прикованный. Просительницы». За несколько часов до этого состоялась встреча с артистами, занятыми в работе, и исполнительным директором Авиньонского фестиваля. Мини-конференция прошла на Новой сцене ТЮЗа в непринужденной и теплой обстановке.
Светлана Лаврецова, директор ТЮЗа и инициатор фестиваля «Радуга», поведала о том, что в этом году театр пригласил на фестиваль около сотни гостей. Такое масштабное мероприятие смогло состояться благодаря поддержке правительства города и скрупулезной работе всего коллектива ТЮЗа.
На встрече гости узнали о том, как произошла творческая встреча артистов с режиссером Оливье Пи, какие важнейшие вопросы вскрывает пьеса Эсхила, и в чем состоит уникальность устройства Авиньонского фестиваля.
Актриса Мирей Эрбстмейер рассказала о том, что спектакль, созданный из двух пьес Эсхила «Прометей прикованный» и «Просительницы», игрался на совершенно разных площадках, в рамках Авиньонского фестиваля – в часовне. Для актрисы это очень интересная и серьезная работа, в которой артист остается наедине со словом.
Актер Филипп Жерар добавил, что публика активно включается в поле действия спектакля. Артист считает Эсхила защитником демократии, а Прометея первым политическим узником. Для него этот спектакль затрагивает вопрос, имеют ли эмигранты, беженцы право на прибежище, и как конфликты между человеком и властью могут спровоцировать гражданскую войну. По мнению артиста, язык Эсхила, несмотря на возвышенность слога, является универсальным и понятным для всех: древнегреческий автор изобрел театр действия, поэтому многие зрители воспринимают спектакль как вестерн.
Актер Фредерик Жиротру познакомился с Ольвье Пи десять лет назад, и они поработали над целым циклом древнегреческих произведений. Вышеупомянутые пьесы сложились в идеальный диптих, который связывают общие сюжетные ходы. Артисты сыграли спектакль уже 33 раза, но каждый раз это волнующее действие.
Поль Роден, исполнительный директор Авиньонского фестиваля, рассказал о теплых взаимоотношениях с Петербургом: в этом сезоне, благодаря инициативе Светланы Лаврецовой, возник международный проект «Санкт-Петербург – Авиньон. Санкт-Петербургские сезоны — 2016», позволивший привезти лучшие российские постановки в Авиньон. Такое тесное сотрудничество идет на благо двум странам и обогащает культуру. Поль Роден окунулся в историю и рассказал о том, что Авиньонский фестиваль был создан Жаном Виларом 70 лет назад и за это время очень изменился. С 2014 года художественным директором фестиваля является режиссер Оливье Пи, который активно развивает этот крупнейший во всей Европе театральный форум. Теперь фестиваль не только является площадкой для представления спектаклей, но и инвестирует в новые постановки, которые показываются по всему миру. За эти 4 года фестиваль создал 12 полноценных спектаклей, и осуществил около 60 вкладов в разнообразные постановки. По мнению Поля Родена, культура, образование и здравоохранение – три важнейших столпа, обеспечивающих жизнь нации. Вице-мэр Авиньона по туризму и международному сотрудничеству, советник сообщества «Большой Авиньон» Жак Монтиньяк добавил, что Авиньонский фестиваль – это уникальное явление для Франции и само воплощение театра.
Филипп Жерар уже трижды выступал в Москве, но в Петербурге, как и остальные артисты, впервые. Вся команда знает о скандальной истории с Кириллом Серебренниковым, и поддерживает режиссера. Это не безразличие и трепетное отношение к искусству просвечивает в каждой сказанной на встрече фразе и вызывает уважение и доверие к зарубежным гостям.
Кто поднял красное знамя первым?
Спустя три часа случился сам спектакль, на открытии которого был вице-губернатор Санкт-Петербурга Константин Серов. Он заметил, что дружба между Францией и Россией известна во всем мире, и каждый ребенок знает, что эти страны вместе сражались против фашизма. Адольф Шапиро, художественный руководитель проектов ТЮЗа, добавил, что он был рад услышать, что искусство существует вне политики, но при этом сами политики не находятся вне искусства.
Спектакль «Прометей прикованный. Просильницы» создан в жанре площадного театра. Единственным элементом сценографии является узкая полоска сцены, по обе стороны от которой сидят зрители. Пьеса раскрывается с помощью декламации, что позволяет сконцентрироваться исключительно на слове и жесте. Сюжет этих двух древнегреческих трагедий посвящен мифам о Прометее и дочерях Даная. Первая трагедия рассказывает о борце за справедливость, который даровал людям свободу и знания. Фредерик Жиротру играет смелого и напористого персонажа, который не сдается перед трудностями и не
боится наказаний. Он твердо стоит на своем и ничто не в силах его сломить. Артист воплощает в себе образ героя, пожертвовавшего личной свободой ради правды, и является фигурой очень знакомой российской публике. В диалоге с Прометеем находятся несколько персонажей. Филипп Жерар из сочувствующего, но трусоватого Океана, мастерски перевоплощается в безжалостного и корыстолюбивого Гермеса, а затем страдающую возлюбленную Зевса, корову Ио. Мирей Эрбстмейер играет Океанид, которые горько сожалеют об участи Прометея, но не могут помочь ему.
Во второй части диптиха артисты меняются ролями и те, кто исполнял роль власть имущих, сыграют просящих помощи, и наоборот. Фредерик Жиротру исполнит роль царя Аргоса, Филипп Жерар — Даная, а Мирей Эрбстмейер сыграет дочерей Даная, взывающий к защите. И окажется, что существенной разницы между теми и другими, — нет, и очень легко оказаться как на месте властителя, так и на месте гонимого. «Царит, но не правит», — вот центральное объяснение тому, как чувствует себя человек, наделенный высокими полномочиями. Он все время находится в ситуации выбора и должен принимать решения, весьма ограниченный в своих правах и зависящий от многих политических факторов. Чувство страха и понимание того, как сложно контролировать миропорядок противоречат храбрости и уверенности тех, кому нечего терять. У них можно забрать жизнь, но нельзя отнять веру в справедливость. Материальность и духовность вступают в явственные противоречия, но сила духа вновь оказывается превыше всего. Потерявшие пристанище герои, обреченные на мучения, живут любовью к правде и чести. Они твердо знают, что добро победит зло, и это не может не вселять надежду. Таким образом, пьесы, написанные Эсхилом 2,5 тыс. лет назад, не теряют своей значимости и сейчас.
Текст: Елизавета Ронгинская
Фото предоставлены Театром юного зрителя им. А. А. Брянцева