Именно к этой дате, а также в рамках юбилейного года самого театра, 3 марта в Ростове представили премьерную постановку «Шедевры большого балета». Ростовский корреспондент журнала PROтеатр посетил пресс-показ, организованный в преддверии премьеры.
Ростовский государственный музыкальный театр в 2016 году отмечает юбилей – 85 лет. Весенне-летний театральный сезон, который продлится дольше, чем обычно – до июля – щедр на мероприятия. В него вошли более 50 премьер, специальных событий и концертных программ. «Шедевры большого балета» в том числе.
Что касается премьеры «Шедевры большого балета», пресс-показ которой состоялся 3 марта, то она охватывает самые впечатляющие сочинения известного композитора. Людвиг Минкус родился в Австрии, но почти 40 лет жил и работал в России. Здесь раскрылся его композиторский талант. «Шедевры большого балета» — эксклюзивный авторский спектакль, созданный по инициативе руководства Ростовского государственного музыкального театра в год 190-летия Людвига Минкуса.
Главным действующим лицом двухактного спектакля (именно так на февральской пресс-конференции новую постановку назвал балетмейстер-постановщик заслуженный артист РСФСР Марк Перетокин) стал сам юбиляр, его музыка, открывающая зрителям всю красоту хореографического искусства. Марк Перетокин так говорит по постановке:
— Этот композитор прекрасно понимал специфику жанра балета. Вместе с Мариусом Петипа на базе Императорских театров они создали 16 спектаклей, многие из которых пополнили золотую коллекцию балетного искусства. В нашем проекте мы обратились к самым известным, проверенным временем сочинениям мастера. «Дон Кихот», «Пахита» и «Баядерка» в наши дни составляют основу репертуара всех театров мира. Без фрагментов этих спектаклей не мыслится ни один гала-концерт или балетный конкурс. И сейчас перед ростовскими зрителями открывается уникальная возможность: в один вечер увидеть самые яркие сцены балетов Минкуса в исполнении любимых артистов.
Гостеприимное руководство Ростовского государственного музыкального театра пригласило на генеральную репетицию, перед премьерой «Шедевров большого балета», представителей прессы, предупредив, что восприятие будет не полным из-за отсутствия художественного освещения в этот вечер. Как же интересно оказаться «внутри» творческого процесса, с комментариями постановщиков и интеллигентными тематическими шутками в перерывах между сценами.
Практически пустой зал: только работники театра и пресса. Звучит марш из третьего акта балета “Дон Кихот», открывается занавес – начинается волшебство. Такое знакомое и уже привычное для ростовского зрителя – разнообразие красок, красивейшие декорации со свисающими люстрами и чудесные костюмы. С первой минуты попадаешь страну грез картины «Сон Дон Кихота» вместе с появлением на сцене балерин в роскошных пачках пастельных тонов и их чарующим танцем. На смену ему приходит атмосфера индийского праздника – картина «Свадьба Солора и Гамзатти» из «Баядерки» — с присущими ему пышностью и яркостью. И завершается первый акт большим классическим па из «Пахиты» Людвига Минкуса с испанским колоритом и пышной свадьбой Пахиты и Люсьена в завершении. Занавес закрывается, но ощущение праздника продолжается и во время перерыва.
Второе действие хореографической фантазии «Шедевры большого балета» представлено картиной «Тени» из «Баядерки». Непревзойденный шедевр по красоте и гармонии – исполняется часто как полноценный одноактный спектакль. Отсутствие внешних событий позволяет сосредоточить внимание зрителя на раскрытии сложного духовного мира человека, погружая в состояние восторженного созерцания красоты. А мастерство и грация Марии Ито, солирующей в роли Никии, заставило аплодировать даже искушенную публику.
Занавес закрыт, музыка утихла, а публика всё еще сидит в своих креслах. Артистам удалось создать настолько сильную атмосферу праздника, снов и теней – даже отсутствие художественного света в рамках репетиции не помешало в этом — что несколько минут после завершения спектакля зрители оставались на местах завороженно, словно ожидая продолжения. Одно из мнений, которые остались после премьеры из уст зрительницы Натальи Плетневой звучит, как обобщение мнения остальных зрителей:
— Поистине королевским подарком стала это премьера! Поздравляю-восторг! Минкус, думаю, порадовался бы такой премьере! Артисты балета — солисты и кордебалет работали с каким-то неистовым подъемом, одаривая своим искусством и желанием радовать зрителя. Поклон и восхищение за труд и талант, самоотверженное служение своему делу всем создателям Шедевра!
Тем, кому предстоит смотреть премьеру в дальнейшем, остается только позавидовать: Но это белая зависть. Ведь еще одной чарующей сказкой на нашей родной ростовской сцене стало больше.
Текст и фото: Александра Марьяненко