В Воронеже в Доме актера в новом сезоне продолжается показ премьеры 2015 года — моноспектакля «Сердце в кармане» по новеллам Леонида Енгибарова. И, хотя это уже не премьерный показ, зрителей собирается всегда много. А все потому, что за один час актер Ярослав Козлов передает все, о чем грустит и радуется душа клоуна.
Отличие моноспектакля от обычного спектакля, как известно, заключается в том, что все представление держится на одном человеке и именно поэтому это одновременно и простой жанр, потому что не задействует большое количество людей, машинерии, декораций, а с другой – сложный, потому что одному актеру сложно приковывать к себе внимание зрителя долгое время. А Ярослав Козлов – артист воронежского Театра юного зрителя и театра «Неформат» в постановке «Сердце в кармане», на которую нам удалось попасть, старательно оживляет слова из новелл, вкладывая в них свои душу и талант и прекрасно справляется с главной задачей моноспектакля – держать зрителя. Но такое внимание и интерес зрителя обеспечиваются и тем, что каждое слово в новеллах Леонида Енгибарова, клоуна-мима, народно артиста Армянской ССР, выстрадано автором. В спектакле все его новеллы объединены в одну длинную историю об одиночестве и любви.
Выражение «театр начинается с вешалки» приобретает в этом спектакле иной смысл, когда обыкновенная напольная вешалка, превращалась в цирковой шар, на котором стоит артист на руках, но стоит надеть на неё платье и вот, это уже девушка, с которой танцует персонаж. Звук гармонично подобран и поэтому не обращает на себя особого внимания. Освещение — важная часть сценографии спектакля: оно то гаснет, оставляя одинокую полоску на артисте, то вновь становилось ярким. Светятся фонари, звезды и лампочка в квартире. Такой вариант светового оформления выбрал режиссер и художник постановки, а по совместительству художественный руководитель театра «Неформат» Антон Тимофеев, чтобы дать зрителю окунуться в атмосферу и понять чувства и мысли героя.
У спектакля кольцевая композиция — он начинается с новеллы «Дорога»: «Я уезжаю. Я завтра уеду. … Я войду в последний вагон, чтобы быть хоть немного ближе к тебе» и ей же артист и завершает свое выступление, показав, что каким бы ни было чувство, его нужно проживать в полную силу. Не смотря на далеко не богатый реквизит спектакля, Ярослав Козлов с лихвой окупает это своим творчеством.
Происходящее на сцене максимально способствует раскрытию сверхзадачи, философские мысли новелл приобретают форму, когда актер карабкается по лестнице, показывая, какими они бывают «лестницы жизни». Это помогает осмыслить и поймать то, что было заложено автором и обработано и передано режиссером и актером. Пластика, хореография и элементы циркового искусства (фокус с цветами, жонглирование, езда на моноцикле и др.) в этой постановке так же радуют публику.
Ближе к завершению спектакля, на сцене появляется марионетка — символ зависимости артиста, как человека зависимого. Но здесь же возникает другая мысль: у хорошего актера, зрители – это марионетки и только талантом и умением увлечь, он ведёт своего зрителя по страницам книг и историям персонажей, как и получается в этом моноспектакле.
Виктория Мамацева (г. Воронеж)
Фото предоставлены театром «Неформат»