Таков он — Иудейский Царь! О рок-опере «Иисус-Христос — суперзвезда

Осудить или простить? Верить или предать? Выбрать жизнь или принести себя в жертву?  Есть ли истина и справедливость? 20 августа об этом размышлял зритель в ДК им. Горького на постановке «Иисус Христос – суперзвезда» Санкт-Петербургского театра «Рок-опера». 

 Знаменитая рок-опера Э. Л. Уэббера и Т. Райса, написанная почти полвека назад, приобрела огромную популярность сразу после постановки на Бродвее. Режиссёры многих стран в скором времени стали заниматься её интерпретациями, и вот в 1990-м году рок-опера была поставлена в России. Сейчас же речь идёт о свежем и современном взгляде на серьезные и сложные вопросы, о постановке под руководством заслуженного деятеля искусств России Владимира Подгородинского и Геннадия Абрамова – труппа Санкт-Петербургского театра «Рок-опера» презентовала российскому зрителю XXI века свою версию Судного дня Библейской истории. Действие сопровождается оркестровой фонограммой в оригинале, а вот текст был специально переведен М. Бородицкой и Г. Кружковой, однако нельзя утверждать, что это им удалось «на все сто» – рифма часто теряется или вовсе отсутствует, стихотворный размер временами не попадает в такт музыкального сопровождения, хотя суть повествования никак не искажается.

Отношения между людьми зачастую идут не самыми простыми путями, а что уж говорить, если один из них – Сын Божий, сам Иисус Христос (Ярослав Баярунас)! И как бы ты ни был хорош, а никто не застрахован от возможности быть преданным. И вот Иуда (Вячеслав Ногин), самый близкий твой последователь и друг, в корне меняет о тебе своё мнение и передаёт твою жизнь в руки хитрого Анны (засл. арт. России Александр Кавин) и жестокого Каиафы (Роман Никитин)? Остаётся лишь уповать на истину и волю…народа!

Постановка, на первый взгляд, кажется незаурядной – действительно, воздействие на зрителя достигается, по большей части, за счёт смысла слов и действий. Декорации сведены к минимуму, вернее, их вообще нет. Вам не удастся увидеть сказочного Иерусалима, взглянуть на Голгофу или услышать живой шум базарной толпы. Однако благодаря этому режиссёрскому ходу всё внимание зрителя сконцентрировано на ходе рассказываемой истории. Живость действию придают практически непрекращающиеся на протяжении всего спектакля танцы толпы – иудейского народа и Христовых последователей. Но не вся хореография (Геннадий Абрамов) показалась продуманной и уместной. Так, после Осанны ликующая толпа похожа скорее на счастливых дикарей, чем на восхищенных бунтовщиков.

Образ Иисуса Христа обрисован как воплощение людской веры в фигуре такого же человека из плоти и крови, как и сам народ. Он предстаёт всепростителем, целителем и лидером иудейской толпы. Иисус прощает людям грехи, направляя их на путь истины. Это замечательно иллюстрирует его отношение к Марии Магдалине (Анна Позднякова), бывшей блуднице. Зная о прошлом Марии, тот, кто провозглашен народом Иудейским Царем, не гонит её от себя, а держит в близком кругу, показывая людям, что любой человек, раскаявшийся и отказавшийся от прежнего образа жизни, достоин любви Божьей.

К слову, Иисус в постановке не носит белых, как-то выделяющих его одежд. Первое время зритель даже не может выделить Спасителя среди иудейской толпы. Телосложение Ярослава Баярунаса не очень развито, можно было бы даже назвать его чересчур худощавым, однако, на вокале это не сказывается, вокальные данные артиста развеивают всякие сомнения в отношении исполняемой им роли.

Иуда Искариот – самый противоречивый в истории персонаж. Признавая свою любовь к Иисусу как Сыну Божьему, он предаёт не только Христа, но и некогда собственные убеждения. Горько раскаиваясь в ошибках прошлого, Иуда убеждает себя, что совершаемое им предательство – благо, однако совесть мучает его, ведь он всё-таки человек. Лишь римский наместник Иудеи Пилат (засл. арт. РФ Богдан Вивчаровский) пытается спасти Иисуса от смерти, но народ сам приговаривает Христа, а любимый ученик Пётр трижды отрекается – по предсказанию самого Учителя.

Потрясающий каждую клеточку тела, но такой предсказуемый финал способен взволновать сердце. Насколько давни события этой истории, настолько правдоподобно отражена современная реальность: продать способен самый близкий человек, будь ты хоть Сыном Божьим. И все же нам дано верить, что истина найдёт своё законное место. Преданный любовью, приговоренный и распятый собственным народом, но воскресающий, чтобы продолжать спасать грешных и кающихся – таков он, Иудейский Царь.

Текст: Олеся Яцкина

Фото: Ольга Цыганкова

Рейтинг
( Пока оценок нет )
PROteatr