В день рождения П.И. Чайковского, 7 мая, в Тамбове, на сцене Учебного театра ТГУ имени Г.Р. Державина, была представлена опера «Евгений Онегин». Событие уникально: ценители классики впервые за долгое время смогли насладиться оперой, не выезжая за пределы города. Постановка, однако, не полномасштабная, а полуконцертная .
История премьерной тамбовской постановки непроста: её инициатору Татьяне Абдулиной, выпускнице ВГИИ, удалось защитить проект «Евгений Онегин» на Тамбовской земле» в рамках молодёжного форума «Таврида-2015» и получить грант на реализацию своей идеи. Для претворения проекта в жизнь Татьяна привлекла своих друзей из института искусств, молодых актёров и режиссёра Воронежского государственного театра оперы и балета, а также симфонический оркестр ТОГАУК «Тамбовконцерт» во главе с дирижёром Романом Петровым. Акцент был сделан на музыкальные номера, а действующих лиц всего шесть. Насколько хорошо справилась с задачей эта замечательная команда, можно было понять по долгим аплодисментам и восторженным «Браво!» тамбовских зрителей.
Напомним, опера «Евгений Онегин» была написана Петром Ильичом Чайковским в 1878 году. Это произведение стало первым в жанре лирической оперы. Постановка не насыщена сценическим движением и эффектами, она акцентирует внимание на другом – на чувственности, живости и искренности персонажей романа в стихах А.С. Пушкина. Опера имеет огромный успех и популярность, ставится в течение многих лет в театрах нашей страны.
Опера Чайковского, конечно, чуть сокращает сюжет пушкинского произведения, а в тамбовской постановке остались лишь главные картины. Первым музыкальным номером была ария Ольги (Мария Подколзина) «Как я люблю под звуки песен этих…», исполненная после сцены беседы Лариных на террасе. За появлением Ленского (Максим Шабнов) и Онегина (Фёдор Костюков) следует сцена признания Владимира – он исполняет арию «Как счастлив, как счастлив я…», обнимая свою возлюбленную и припадая к её ногам.
Главной составляющей второй картины является знаменитая ариетта Татьяны (Татьяна Абдулина) «Пускай погибну я, но прежде…». Взволнованная, в одной рубашке, она садится писать Онегину письмо с признанием в любви, о чём раскаивается сразу же, едва закончив. Онегин объясняет Татьяне свои впечатления о письме в следующей сцене, сменяющейся балом по случаю именин Татьяны. Является Владимир Ленский, на сцене начинается движение и многоголосый разговор, а завершается эта суета вызовом Онегина на дуэль.
Все исчезают со сцены. Прожектора гаснут, оставляя в белом круге лишь Ленского, исполняющего арию «Куда, куда вы удалились?»В последней картине Евгений исполняет ариозо «Ужель та самая Татьяна?» После этого Татьяна сменяет его на сцене, читая письмо и сокрушаясь об упущенном счастье – тут Евгений снова появляется и объясняется ей в любви. Следует исполнение отрывка «О, как мне тяжело…», Татьяна вырывается из страстных объятий Онегина и убегает со сцены. Постановка завершается традиционной фразой Евгения Онегина «Позор! Тоска! О, жалкий жребий мой!».
Стоит отметить высокий уровень не только вокальной подготовки, но и актёрского мастерства исполнителей. Сюжет «Евгения Онегина» знаком всем со школьной скамьи, однако каждый раз, встречая его в искусстве, мы сопереживаем персонажам и ощущаем некую сопричастность к действию. Оперная постановка режиссёра Жанны Чепелы не стала исключением. В паузах между ариями и репликами артистам удавалось передать настроение и переживания персонажей. Живая мимика, индивидуальная пластика и жесты создали целостные образы и подчеркнули особенности характера каждого персонажа. Это хорошо прослеживалось на примере Онегина: с первого появления сохранявший бесстрастное выражение лица и скованность тела, в последней картине он поражал экспрессией мимики и порывистостью движений.
Внешний вид персонажей вполне современен: труппа не стала тратить время и средства на подготовку стилизованных под моду 19 века костюмов. Лёгкие, летящие наряды юной Татьяны сменяются в последней картине роскошным платьем зрелой дамы. Платья Ольги демонстрируют ребячество и игривость, так свойственные её характеру. Онегин и Ленский позволяют себе носить классические костюмы, причём Евгений в первых картинах выглядит несколько небрежно из-за мятого пиджака. Ларина-старшая (Татьяна Саранцева) и Филиппьевна (Кристина Деревянко) выглядят очень скромно и сдержанно на протяжении всей постановки.
Декорации также были скромны, но это нисколько не обедняло оперу. Стол с книгами, бумагой и лампой, вешалка для одежды и пара стульев использовались по очереди всеми персонажами в разных сценах. В порывах душевного смятения то Татьяна, то Онегин хватали со стола листы бумаги, рвали и бросали их по сцене. Интересным элементом оформления стал экран, расположенный в глубине сцены. Изображения на нём показывали место действия или образы, возникающие в мыслях персонажей. Например, сцена путешествий Онегина сопровождается сменой фотографий городов, на фоне которых неизменно присутствует лицо Ленского – это символизирует терзающие Онегина мысли о своей вине в смерти друга.
Итак, первый шаг к развитию оперы на Тамбовщине сделан: «Евгений Онегин» поставлен и радушно встречен зрителем. Остаётся надеяться, что это событие станет началом нового, оперного витка развития в культурной жизни города.
Текст и фото: Вера Минина