Торжество искусства над обстоятельствами. О гастролях Донбасс Оперы в Ростове

Конец сентября для Ростова-на-Дону был ознаменован приездом труппы Донбасс Оперы. Это событие вызвало повышенный интерес у публики. На сцене прозвучали две оперы Верди, а на пресс-конференции рассказали, как в дни военных действий искусство побеждало любые обстоятельства.

29-30 сентября в Ростове-на-Дону прошли гастроли Донецкого государственного академического театра оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко, в рамках которых были представлены две постановки: «Аида» и «Бал-Маскарад». Во время четырехдневного тура театр гостил в двух городах: Краснодаре и Ростове. Это был первый выезд труппы за последние три года, организовать тур удалось благодаря Федеральной программе «Большие гастроли», одно из направлений которой — взаимодействие с русскими театрами за рубежом. Генеральный директор Донбасс Оперы Евгений Иванович Денисенко не мог не остановиться на словах благодарности организаторам за финансирование и принимающей стороне за то, что поддержали идею и дали согласие после первого звонка. Все участники пресс-конференции подчеркивали важность гастрольных выездов для артистов труппы.

Все знают события, которые сопровождали Донецк в последние годы. Тем не менее, театр не прекращал своей работы. На пресс-конференции также рассказали, что во время военного конфликта сгорела большая часть костюмов и декораций, труппа сократилась до 232 человек. Перебои в выплатах заработной платы, а то и ее полное отсутствие сыграли свою роль в ослаблении театра. В самые трудные времена поддержкой были российские пайки и единовременная помощь от Анны Нетребко, которая переслала для Донбасс Оперы  1 млн. рублей. По признанию Евгения Ивановича, эта сумма была разделена в равных долях на всех сотрудников театра и помогла выжить в условиях нулевого финансирования. После перехода на русский рубль выплаты стали более стабильными, труппа выросла до почти пятисот человек, а спектакли снова собирают полные залы. В этом году театр празднует 85-летие и в  честь этого от руководства республики был получен еще 1 млн. рублей.

Теперь в планах театра даже премьеры назло всем обстоятельствам. Как сообщил Евгений Денисенко, к постановке готовятся такие оперы как «Фиалка Монмартра» и «Пиковая дама».

Один из самых любимых спектаклей публики Донбасс Оперы – «Аида». На донецкой сцене она впервые прозвучала 60 лет назад, а в обновленном варианте вернулась в 2000 году. Режиссером спектакля выступил Джанмария Романьоли (Италия). Эта постановка не сходила с афиши театра до начала военных действий, когда один из снарядов попал в склад и уничтожил все декорации. В прошлом сезоне руководство приняло решение вернуть оперу «Аида», для чего декорации и костюмы пришлось частично восстановить, а частично создавать заново.  И в первый вечер, 29 сентября, ростовская публика смогла оценить по достоинству возродившийся спектакль.  Большое количество хоровых партий было достойно исполнено, несмотря на то, что хор был наполовину обновлен.   Ничто не выдало воздействия войны на постановку. Публика встретила ее тепло.

Опера Верди «Бал-маскарад» впервые прозвучала на сцене Донбасс Оперы в 1956 году, вернуть ее решили в 2015 году, во время военных действий, а в Ростове-на-Дону она предстала 30 сентября 2016 года. Поставлен спектакль был в рекордные сроки. Режиссером-постановщиком выступил народный артист России, профессор Санкт-Петербургской и Московской государственных консерваторий, ГИТИСа, МГУ, ведущий солист и режиссер Мариинского театра Юрий Лаптев. При просмотре не верится, что спектакль  сделан в военное время. Постановка яркая, с соответствующими костюмами и масштабными декорациями.

Голоса главных героев заставляют сопереживать им, а хоровые эпизоды погружают в атмосферу произведения. Красивая музыка, сильные голоса, колоритная визуальная составляющая – полный восторг для зрителя. Бурные овации по завершению спектакля тому подтверждение.

Сентябрьский тур Донбасс Оперы был краткосрочным – всего четыре дня и два города. Но он был первым за последние три года, первым после военных действий. Гастроли Донецкого театра стали гимном торжества искусства над любыми обстоятельствами.

Текст: Александра Марьяненко

Фото предоставлены пресс-службой Ростовского Государственного музыкального театра

Рейтинг
( Пока оценок нет )
PROteatr