Три Наташи, три мечты в «Первом театре»

– Всем встать, суд идёт. Проходит слушание по делам девушек, которые отчаялись достичь своей мечты. Для повторного слушания и подачи апелляции можете прийти на спектакль Павла Южакова «Наташина Мечта» по мотивам пьесы современного драматурга Ярославы Пулинович.

«…Это не просто премьера, а первый показ!» – можно было услышать разговоры на входе в театр. Премьера судебных слушаний по мотивам пьесы Ярославы Пулинович состоялась 5 февраля 2017-го года в Новосибирском театре-студии «Первый театр» по адресу: Дом Актёра, Серебренниковская 35. В ходе эмоционального судебного заседания были открыты факты, предъявлены улики несбывшихся надежд, которые могли склонить чашу правосудия в пользу подсудимых. «Наталья» в переводе с латинского означает «родная», после своих монологов Наташи действительно покажутся вам родными.

Мотив спектакля неоднозначен, но актуален. В этом мотиве есть акцент и на внутренней красоте, душевных качествах человека, и на его внутренних демонах, на «Быть или не быть?» в духе Шекспира. И даже акцент на чувстве близкой, но несбыточной мечты, на потере себя и бегстве, как у Джерома Дэвида Сэлинджера.

Спектакль поведал зрителям истории шестнадцатилетних девушек (все трое носят имя «Наташа»), каждая из которых имела свою мечту. Одна Наташа – детдомовская, хамоватая пацанка, на самом деле имеющая добрую душу и мечтающая выйти замуж по любви (актриса – Дарья Тропезникова). Другая – отличница, спортсменка, являющая собой пример для подражания (актриса –Карина Мулева), мечтает, что у неё появится любимый, несмотря на её загруженный занятиями график. Третья – простая, деревенская девушка (актриса – Ксения Шагаевская), написавшая письмо любимому о своём переезде; её мечта заключается в том, чтобы получить ответ от того, кто занимает её сердце, – от Димы Билана.

Павел Южаков серьёзно подошёл к постановке пьесы. Несмотря на агрессивный слог детдомовской Наташи и эмоциональность примерной Наташи, серьёзных правок в их речь режиссёр не внёс. И первый, и второй монолог поделили на части – детдомовская и примерная Наташи сменяют друг друга, чтобы напряжение нарастало параллельно и манеры рассказа одной не глушил стиль рассказа другой. Только письмо деревенской Наташи было зачитано в конце, как и в оригинале, будто служит краем обрыва, последним стихом в своеобразной элегии отчаяния этих мечтательниц.

У каждой Наташи, несмотря на небольшой возраст, своя жизненная борьба. И свои внутренние демоны. Наталья Банина (из детдома), после прыжка на спор из окна, знакомится с журналистом Валерой, которого принимает за того мужчину, кто полюбил её и женится на ней. Но опалённая неожиданным появлением соперницы, она не смогла пересилить внутренних демонов – соперница оказалась в коме. Другая Наташа (отличница по фамилии Верникова) встречается со своим антиподом – наркоманкой Наташей Скворцовой, которая ненавидит её больше всех. Эгоизм отличницы довёл наркоманку до крайности – об этом подробнее сказано в пьесе. А про третью Наташу – что про неё сказать? Это упрямая, но по сути своей наивная девушка: у неё есть кумир, а её демон заключается в том, что она верит в любовь между собой и известным певцом, как будто чувство действительно есть. Её фамилия не указана. Это образ живущей в своих фантазиях и упрямо верящей девушки. Верящей до тех пор, пока от неё не останется стопка писем и адрес на конверте.

Помимо данного спектакля, было много других постановок по пьесе Пулинович (даже заграничные), но эта отличается тем, что Павел Южаков, режиссёр спектакля, впервые поставил «абсолютно женскую пьесу с участием трёх актрис, да ещё и написанную женщиной». Над созданием атмосферы спектакля трудились Егор Овечкин (художник), Иван Горяйнов (впервые отвечавший за музыкальное оформление), Иван Зыков (художник по свету) и Роман Демьянов (режиссёр монтажа и автор контента для видеопроекции). Хочется отметить работу Сергея Рябова, ответственного за дизайн афиши и программки, выполненной в стиле газеты «Шишкинская искра» (так же называлась газета, в редакции которой работал журналист Валера, возлюбленный детдомовской Наташи).

Заденет ли вас этот спектакль за живое? Да, заденет. Найдёте ли вы ответы на свои вопросы? Возможно. Если вы начнёте их искать, поищите, пожалуйста, ответы и на следующие вопросы: «Имеют ли эти девушки право на счастье?», «Что такое истинная справедливость? Нам её надо искать днём с огнём в этом Мире или творить самим?», «И сбудется ли в конце концов хотя бы одна Наташина мечта на этом свете?».

Текст: Андрей Шкурко

Фото: Валентин Копалов

Рейтинг
( Пока оценок нет )
PROteatr