Внутренний клич любви

Устоявшееся мнение о том, что театр начинается с вешалки, возможно, слегка устарело. Действие многих современных спектаклей начинается сразу со стула, а может быть, и с двух. В один из прохладных июльских вечеров на Малой сцене Ялтинского Центра культуры состоялось театрализованное представление, спектакль-рандеву «Любовь. Zov». Речь шла о необъяснимых порывах во имя любви.

 Этот спектакль не только погружает зрителя в размышления о любви и ее проявлениях, но и вовлекает публику в самую гущу происходящих на сцене событий. Постановка – яркий пример нового театра, в котором есть место множеству нетривиальных подходов. Это отображается как в сценографии спектакля, так и в форме самого действия.

Спектакль «Любовь. Zov» вполне можно назвать камерным, поскольку ориентирован он, скорее всего, на небольшой зрительный зал и здесь важен факт участия чуть ли не каждого присутствующего. Зритель, который пришел просто расслабиться, может быть искренне удивлен, когда ему будут адресованы вопросы по поводу того, правильно ли поступил герой спектакля в той или иной ситуации. Впрочем, это и есть отличительная черта представления, в котором публика должна вместе с актерами философствовать на тему любви.

Поначалу из зала слышны только одинокие, вялые выкрики, но позже всё это превращается в какой-то любовный семинар. Именно поэтому спектакль начинает напоминать ток-шоу, а потом это шоу плавно переходит в нечто, напоминающее сериал на Первом канале.

Главной темой для создания этого проекта служит банальный, на первый взгляд, вопрос «Что такое любовь?» Любовь как чувство в широком смысле – это божественное наполнение или животный инстинкт? Это условный или безусловный рефлекс организма? А может, это болезнь или вообще наркотик? Спектакль отнюдь не банален, и это становится понятно из сюжета.

Всё начинается с закрытого занавеса и двух стульев, поставленных спинками друг другу на авансцене. Появляется ведущий и начинает разогревать публику, одновременно подготавливая ее к теме мероприятия. Ну а затем мы можем увидеть то самое ток-шоу, о котором было сказано выше. Почему ток-шоу? Да потому что герои спектакля сначала видятся публике как обыкновенные люди, пришедшие рассказать свою историю «зова любви». Они по очереди выходят на сцену и раскрывают душу, после чего садятся на стул и чего-то ждут. Немного погодя начинается долгожданное действие, в котором уже не нужно принимать участие зрителю. Судьбы героев, оказывается, связаны друг с другом, хотя сами они об этом не знают.

Первая героиня Алиса рассказывает о том, как она сбежала с собственной свадьбы, руководствуясь «зовом любви». Странно, что зов пришел к ней в момент, когда она увидела свое отражение в зеркале. Она была в свадебном платье, неотразимо красивая, на ее шее сияло колье, но самое главное – не было никакой альтернативы, не было другого мужчины, к которому она хотела бы убежать. Тем не менее, она сбежала, просто в никуда, надеясь, что этот клич любви возник не напрасно и где-то ее ждет истинная половинка.

Как ни странно, следующая героиня начинает рассказ совсем не о любви, а о деньгах. О больших деньгах. Она профессиональный игрок в карты и очень гордится этим; конечно, в душе героиня рассчитывает на большую любовь, но сначала ей нужно сорвать куш. И вот эта девушка-игрок почти получает то, чего так долго ждала, но один из участников команды, в которой свой уговор, резко умывает руки, уходит из игры, и все надежды летят к чертям. Во имя чего он сливает большую игру? Разумеется, во имя любви.

Еще одна история: она влюбилась с первого взгляда, они были вместе, дали обещание не расставаться, и тут он пропал. Она должна найти его во что бы то ни стало. И в момент, когда ей предлагают крупный контракт на работе ее мечты, она, как ни странно, раздумывает, ведь на другой чаше весов – тот самый «зов любви».

Вот такие абсолютно разные жизненные ситуации сплетаются в одно, очень динамичное целое действие. Здесь начинается сериал «на Первом» – с попытками выбраться из тюрьмы, покушением на убийство и прочими страстями.

Режиссер спектакля – выпускник ГИТИСа и студент мастерской индивидуальной режиссуры при Электротеатре Станиславского Михаил Кудинов. Он же – исполнитель главной роли и тот самый ведущий, который изначально вводит всех в курс дела. Театральные паузы временами несколько затянуты, но они ничего не портят, впрочем, как и не несут какой-либо смысловой нагрузки, но, наверное, дают отсылку к творчеству великого мастера Константина Григорьевича Станиславского.

Довольно непривычная форма спектакля для тех, кто обычно посещает традиционные театры. В этом и есть прелесть таких представлений: можно понаблюдать за тем, как округляются глаза у сидящих вокруг тебя зрителей. Есть тут еще и такой персонаж, который появляется именно в момент прозрения, того самого «зова любви». Как будто фея пробегает мимо с палочками, на которых прикреплены бело-красные полосатые ленты для чрезвычайных ситуаций. Эта повелительница любовного клича, вопреки стереотипам, носит не розовые, а красные очки и всегда на позитиве – в общем, разбавляет обстановку.

Когда дело идет к кульминации, используется еще один элемент, присущий современным постановкам. Это проектор, воспроизводящий картинку на белом, так и не открывшемся занавесе. На импровизируемом экране зритель видит зарождающиеся цветки, что как раз связано с возрождением главного героя.

Спектакль «Любовь. Zov» – это мероприятие независимого творческого объединения, в его арсенале имеется еще несколько постановок, которые позволяют открывать новые грани современного театра. Одна из них – «Ялта в наушниках», спектакль-променад, проводящий онлайн-экскурсию по достопримечательностям Ялты и Крыма с помощью электронного гида.

Такие экспериментальные спектакли – вполне в духе нашего времени и, вместе с тем, не лишены способности дарить художественное наслаждение.

Текст: Алла Козбаненко

Фото предоставлены организаторами

Рейтинг
( Пока оценок нет )
PROteatr