Всем знакомо имя Чехова, а творчество его давно стало классикой русской литературы. А на сцене молодого частного театра в постановке «Медведь и шутки о любви» Чехов сам говорит со зрителем. Как и о чем? Интересно было поискать ответ на этот вопрос.
Вначале нельзя не сказать о площадке, на которой нам удалось побывать и о коллективе: актерская труппа состоит из всего 22 человек, играет под руководством, режиссера, выпускника училища им. Щукина, актера курса Л. Хейфеца, Сергея Георгиевича Иванова. Именно ему принадлежала инициатива создания театра «Астролябия в созвездии Z» в 2008 году. Сам театр, расположившийся на 10-й Красноармейской в д. 10, напоминает арт-площадку, гармонично обставленную старинным мебельным интерьером, атрибутами повседневного пользования ХХ века, встречающих зрителя уже с самого входа в театр. Кажется, что не только профессиональные актеры и ученики театра могут играть здесь роли и менять маски, но и сами гости и зрители. Примечательно, что сам зал театра небольшой, что визуально сближает зрителей с актерами, да и самих сидящих в нем между собой.
Итак, о спектакле. Три чеховских водевиля объединены режиссером С. Оном в нем в одну постановку и связаны в ней с помощью наверно самого органичного интересного и, в то же время такого, нестандартного приема — с помощью образа самого Чехова. Именно он в исполнении актера Максим Черноусова с самого начала спектакля, выходит перед зрителями как рассказчик, начинает все фразой: «Театры – не люблю, вот водевили…», ведя далее зрителей от одного сюжета к другому. И на протяжении всех действий, автор своих произведений играет связующую роль, не только подводя зрителя к началу каждого из трех водевилей, но и рассказывая ему о том, как же на самом деле создаются литературные произведения, а затем и театральные постановки. Оказалось, так просто могут зарождаться идеи, и так сложен путь их через цензуру до печати. Порой приходится автору идти на жертвы и вычеркивать целые реплики своих героев. Не забывает рассказчик и об актерах, именно благодаря игре которых, передаются все черты характера персонажей, их эмоции, мысли и движения. Он говорит со своими персонажами, как с живыми людьми и они сами с ним в активной коммуникации. Творческий процесс изнутри.
Актеры «Астролябия в созвездии Z», между прочим, универсальны, они исполняют поочередно в постановках роли прямо противоположные, не подвели ожиданий литератора и в этом показе.
В первом водевиле «Дура, или Капитан в отставке», где по сюжету старуха Сваха Лукинишна подбирает отставному капитану Соусову (актер Илья Смилга) невесту, финальная погоня персонажей, вызвает бурный смех у зрителей.
Второй водевиль «Из дневника одной девицы» благодаря эмоциональной игре Софьи Зайнулиной стал настоящим моноспектаклем, ведь главный действующий герой – это сам автор дневника, юная особа, экспрессивно влюбленная в молодого человека, двенадцать дней ходящего около окон ее дома.
И наконец, сам «Медведь» : с героями помещицей Поповой Елене Ивановне (актриса Светлана Брынцалова) , отставным поручиком артиллерии Григорием Степановичем Смирновым (актер Илья Черевотенко), и дворецким Лукой ( актер Пётр Кузнецов ), заставившими сопереживать зрителей вместе. Внезапные движения, танцы, изменения тембора голоса и сатиричный лад, преобразивший весьма трагичное чеховское начало с женского траура по мужу, в шутливую реальность человеческих побуждений. «Медведя», к слову, на сцене театра существует уже второй год и прочно закрепился в репертуаре.
Помимо яркой эмоциональная игры актеров, внезапных выходов и со сцены, и из зрительского зала, эффектов в виде ломки стульев и внеземных выстрелов, эффектна в постановке хореография Марии Рудневой. Благодаря ей, классические чеховские герои затанцевали вальс, танго, джаз фанк, лезгинку и даже сыграли элементы техасского вестерна.
Все действия трех водевилей происходят на сцене с одними и теми же декорациями, представляющими из себя помещичье убранство гостиной комнаты. Но, здесь явно не живет скука и покой, присущий уездным губерниям. Доказывают это ярко синие платья героинь, красная занавесь на заднем плане сцены и бордовый кожаный диван посередине сцены. Помимо этого, используется и имеет особое смысловое значение передвижная декорация в виде окна, аккуратно перемещающая нас то наружу дома, то внутрь.
Вот такие они, чеховские герои, простые и эмоциональные, сатиричные и искренние, любящие и страдающе, но по-своему счастливые. А главное, что проблемы героев понятны и знакомы каждому из нас. Театр «Астролябия» со вкусом отдает должное классику, не давая зрителям забыть, что помимо «Трех сестер», «Вишневого сада» и «Чайки» есть на сцене и другой Чехов и он не менее хорош. Тем более, в сочетании с хорошим воплощением.
Текст: Елизавета Шарова
Фото предоставлены театром «Астролябия»