Вызывая Золушку | PROтеатр

На сцене Российского Академического Молодежного театра сегодня — 26 февраля —  балет «Золушка» на музыку Сергея Прокофьева. «Государственный академический театр классического балета Натальи Касаткиной и Владимира Василёва» представил зрителю Золушку и немного самодеятельности в лице Масленицы из Дворца Культуры, а в довесок – трех принцев Испании, Китая и Чукотки. Но обо всем по порядку.

 Идти на балет – вызов. Своему чувству прекрасного, эрудиции и интуиции. В силу определенных причин. Не так популярен балет среди поколения, рожденного в середине 80-х. И совсем непопулярен в среде миллениалов, то есть рожденных в 90-х и 00-х. Но зал был полон, и порадовали самые маленькие зрители – их привели бабушки, мамы и один дедушка. Самые прелестные зрители сидели весь балет воспитанно и не капризничали ни разу.

  Сказка Шарля Перро «Золушка» – нежная и трогательная, знакомая каждому. Балет Сергея Прокофьева был создан для Галины Улановой. Постановка «Театра классического балета» хороша своими исполнителями и изуродована несколькими штришками. Штришки – незначительные, но умудрились прорвать ткань хорошей постановки.

   Золушка (Галина Гармаш) верна от кончиков пуантов до горящих живых глаз балерины. Ни одной ошибки, ни одного сбоя, всё выверенно и точно, искренне – чистейшей прелести работа.

Уникальное трио – Мачеха, сестра Злюка и сестра Кривляка. Мачеху играет Муцуки Ёсида и поражает с первого выхода. Профессионально чистый, драматически и стилистически оправданный образ – зритель ловит каждое движение. Две сестры, балерины Ольга Старикова и Екатерина Силантьева, поразили тем, что показали внутреннее уродство своих героинь с помощью самого совершенного из пластических искусств. Сестры отвратительны, и рисунок их образов – от характера движений до постановки ног и рук – груб. Ломаные линии, кривые линии – в общем замысле это именно то, что нужно, удачная находка, интересное решение.

Милый и добрый Отец Золушки в исполнении Александра Пушкарева. Не только танцор, но еще и сильный актер – что почувствовали все в зале. В каждом диалоге-танце, в каждой встрече с дочкой Отец на сцене прекрасен.

И потрясение – Фея-Крестная, Марина Ржанникова. Балерина старшего возраста, разительно отличающаяся от всех исполнителей. Ее работа – мощная и полнокровная. Фея в ее исполнении действительно волшебница, представительница сил, выходящих за рамки человеческого. Ей и досталась самая запоминающаяся партия – знаменитый Вальс.

Не могу не написать о Принце в исполнении Гаджимурада Дааева. До сегодняшнего дня думала, что танцоры балета преимущественно томны и слегка не мужчины. Работа Дааева разрушила мое представление. На сцене возник обыкновенный Принц, мечта любой нормальной девочки. Сильный и страстный, мужественный и красивый по-мужски. И ни одного штампа. Классика жанра – мужчина в трико, а танцует, как ангел. Понятно любое его действие на сцене, понятны все его жесты, а в эпизоде с чукотской женой проскальзывает и яркая юмористическая нотка, настолько уместная и неожиданная, что Принц становится еще ближе зрителю. И под конец ему сочувствует весь зал.

Первый акт прошел на одном дыхании. Вдох после третьего звонка, выдох – антракт. С недоумением смотришь, как закрывается занавес и озаряется зал. И вспоминаешь, как надо дышать. Выходишь из зала в фойе, где перед огромным зеркалом уже танцуют маленькие зрительницы. И это – верный признак того, что в зале творилось настоящее волшебство. Все маленькие девочки, не старше 5-7 лет, поспешили к зеркалу и неистово принялись кружиться, тянуть ножку и танцевать друг с другом. И даже один мальчик, лет 10, вышел из зрительного зала танцуя, но смутился и взял маму за руку. Походка у него была – Принца.

  Второй акт разрушил всё. В самом начале – жуткое трио сапожников. Следом Трио принцев (Испанец, Китаец и Чукча) напомнило сериалы платного кабельного канала. Равно как и их жены. Скитания Принца в поисках счастья волновали только благодаря таланту исполнителя.

Финал истории всем знаком – Принц оказывается в доме Золушки, две плохих сестры вкупе с мачехой примеряют хрустальную туфельку. Но! Мачехе непонятно, почему хотят отрубить ногу, Золушка не выдерживает и швыряет к ногам Принца парную туфельку. Далее – свадьба.

   В постановке «Театра классического балета» почему-то вместе с Феей-Крестной появляется нечто уродливое. Двенадцать Месяцев в костюмах, которые мы видим на всех площадях провинциальных городков в дни Масленицы. Плюшевые «рожи» (простите за слово) на ножках врываются в компанию кучера, кареты-тыквы и персонажа по имени «Кони-мыши» (они так и озаглавлены в программке!). Плюшевое нечто с циферблатом вместо лица якобы изображает часы. Чтобы все поняли, держит в руках табличку, нарисованную маркером, и на ум приходят знаменитые часы Судного дня. Благо, действие продолжается: Золушка отправляется на бал, Принц очарован.

И в самый радостный момент, когда и музыка и танец подводят зрителя к знакомому повороту сюжета – побегу Золушки, появляются Двенадцать Месяцев с диодными султанчиками на головах!

   Всё рушится в сознании. И музыка становится записью, что транслируется в динамиках.  Качества невысокого. И костюмы фей, изображающих времена года, уже смотрятся, как китайские тряпки с аппликациями. Искрящиеся костюмы Принца, Феи и Золушки тускнеют на фоне диодных султанов и плюшевых «масленичных лиц». Дотанцовывали профессионально, местами вдохновенно и безусловно талантливо, но – дотанцовывали…

  Только позже, разыскав в сети классическое первоначальное либретто к балету, я поняла, что эти штришки – Двенадцать Маслениц, три принца, диоды – убили впечатление от постановки.  В оригинале, у Прокофьева и автора либретто Николая Волкова, их нет. Кто и зачем поместил внутрь законченного цельного произведения эти мемы из сети – непонятно. Магия действия, магия музыки – и плюшевые «масленицы» на ножках врываются и рушат всё. Только позже, разыскав в сети классическое первоначальное либретто к балету, понимаю, что эти штришки – Двенадцать Маслениц, три принца, диоды – убили впечатление от постановки. В оригинале, у Прокофьева и автора либретто, Николая Волкова, их нет.
Балет в РАМТ поставили Наталья Касаткина и Владимир Василев, они же обработали либретто. При всех безусловных плюсах представления – вдруг такой неприятный «вывих», как три принца, диоды и абсолютно неэстетические костюмы 12 маслениц. При этом ни один номер не выбился из ритма, все соло и общие партии – на месте. Расширить законченное произведение таким именно образом – это (сугубо для меня) разрушить несколькими штришками классический балет.  Не могу поверить, что постановщики оказались на это способны.  Слишком профессиональные танцоры и постановщики, слишком высок уровень всех остальных их работ, о которых немало лестного в печати и сети.

Текст: Диана Галли

Фото: Государственный академический театр классического балета Натальи Касаткиной и Владимира Василёва

Рейтинг
( Пока оценок нет )
PROteatr