В рамках V фестиваля на сцене Кремлевского дворца 24 сентября состоялся показ балета «Жизель», с участием gueststars из Франции и Германии, а также звезд «Кремлевского балета». Чем удивили в этом году зарубежные танцоры и хореографы, смогли узнать российские ценители балета и корреспондент PROтеатр.
По сложившейся традиции, программу фестиваля составляют самые яркие спектакли театра «Кремлевский балет» с привлечением звезд мирового балета из разных стран мира: Германии, Франции, Австрии, США, Великобритании, Кубы и других. За время своего существования Фестиваль уже успел полюбиться зрителями, а зал в этот вечер был переполнен.
Легендарную «Жизель», которая давалась в этот вечер, по праву можно назвать жемчужиной балетной классики. Эта фантастическая, но вместе с тем, и безумно печальная «история» композитора Алана Адана, премьера которой состоялась еще в 1841 году в Париже и, спустя всего лишь год – в России, сначала в Петербурге, а потом в Москве еще год спустя. Как многим известно, либретто Т. Готье и Ж. Сен-Жоржа основывается на легенде Генриха Готье. В его повести «Флорентийские ночи»: «…Виллисы — это молодые невесты, умершие не дожив до дня свадьбы, но сохранившие в сердце такое неистраченное и страстное влечение к танцам, что по ночам они встают из могил и в полночный час предаются буйным пляскам. Наряженные в подвенечные платья, смеясь страшным смехом, неотразимо прекрасные виллисы танцуют под лучами луны, танцуют все бешенее, все исступленнее, чувствуя, что дарованный им для танца час на исходе и пора возвращаться в ледяной холод могилы…».
В этом году главные партии балета «Жизель» были представлены на сцене Кремлевского дворца в исполнении ведущей балерины французского театра «Гранд-опера» и театра материнского балета Сан-Франциско — Матильды Фрустэ и ведущего приглашенного солиста Дрезденского балета и национального балета Венгрии Иштвана Симона. Стоит отметить, что подобный состав исполнителей выпадает счастье увидеть нечасто, что, безусловно, можно назвать настоящим подарком зрителям.
Матильда Фрустэ вообще необычайно легка и артистична, а в этот вечер, кажется, была еще легче и прекраснее, особенно в первом действии, где ее образ был замечательно дополнен традиционной для этого балета сине-белой пачкой. Когда Фрустре в образе Жизели вдруг воспарила над сценой в подвенечном платье, как и положено виллис, по залу пронесся вздох восхищения. Все будто замерли вместе с Альбертом, узревшим призрак возлюбленной, которую погубил.
Наиболее яркой и красочной сценой в первом действии был и остается «Праздник урожая», когда Жизель коронуют венком из цветов и объявляют королевой праздника. Тогда же она знакомится с Батильдой (Ксения Хабинец) – настоящей невестой Альберта, не зная правды, Жизель принимает от нее подарок – свадебное ожерелье. Подруги Жизели и свита герцога танцуют, все веселятся и радуются празднику. Обилие разноцветных пачек и костюмов просто радует глаз. Здесь стоит отметить отличную работу профессионала – художника по костюмам, Ольги Полянской.
«Безумство Жизели» – одна из самых сильных и эмоциональных сцен балета, вызвавшая чувство неподдельной жалости и сочувствия. Несчастная девушка так мечется в агонии захлестнувших ее чувств, что не выносит муки и умирает. Ее обожатели – лесничий Ганс (Михаил Евгенов) и граф Альберт безутешны, однако ничто уже не вернет назад прошлую, настоящую Жизель. Фрустре здесь словно действительно умирает, так прочувствовано и технично одновременно угасают ее движения, ее тело.
Иштван Симон исполнявший партию легкомысленного Альберта, обманувшего Жизель трагически-красив: знатный вельможа, обреченный на вечные муки совести, несмотря на то, что ему удается таки спастись. Мы помним, что виллисы охотятся на него, но Жизель просит Мирту – повелительницу виллис пощадить возлюбленного, хотя властная и жестокая Мирта неумолима и Альберта спасает лишь рассвет, когда виллисы лишаются своей власти. Несмотря на то, что остается жив, граф обречен страдать до конца своих дней.
Немного о музыкальной составляющей. В этот вечер за дирижерским пультом стоял Заслуженный деятель культуры Сергей Кондрашев – художественный руководитель и главный дирижер симфонического оркестра радио «Орфей», единственного оркестра в России, специализирующегося на создании контента для радиостанции классической музыки.
Отдельного упоминания заслуживают декорации, к созданию которых приложил руку народный художник Российской Федерации, лауреат Государственной премии РФ Станислав Бенедиктов. Основные элементы сценографии составили классические атрибуты сюжета: прозрачный занавес для эффекта тумана и художественная имитация деревьев на кулисах, визуально увеличивающая сцену. Создавалось впечатление, что зрительный зал находится то на опушке леса, то на берегу озера…и не случайно! Такое обилие деталей и ярких пейзажей довершало картину спектакля.
Да, ежегодный международный фестиваль балета в Кремле не перестает радовать ценителей балетного искусства качественными постановками. О кремлевской Жизель можно рассказывать много, однако, эмоции от увиденного невозможно донести в полной мере читателям, не увидевшим хотя бы раз в жизни эту легендарную романтическую постановку. Танцоры и ведущие мировые балетмейстеры V международного фестиваля балета, позволили почувствовать всю гамму эмоций от музыки, танца и впечатления от фантастической истории, смогли вызвать у зрителей тот самый восторг, который чувствуешь, лишь, когда видишь нечто настолько же прекрасное в классической балетной хореографии, что невольно замирает сердце.
Наталья Гурылёва
Фотографии предоставлены Театром Кремлевского дворца