Сказки по Чехову про актерскую жизнь

4 марта в стенах Театрального Музея состоялась премьера моноспектакля «СКАЗКИ МЕЛЬПОМЕНЫ» режисcера  Александра Никанорова. «Разговор со зрителем» о тайнах актерской профессии вел в это вечер Александр Лушин.

В отличие от обычных спектаклей, где множество действующих лиц, каждый играет свою роль и отвечает за своего персонажа, моноспектакль сложнее, но тем необычнее.  Одному актёру приходится часто играть сразу всех героев, пережить не одну роль, а сразу несколько и не запутать зрителя, порой даже не  меняя внешний облик. Актёр  «Такого театра» Александр Лушин прекрасно справился с этой задачей и показал великолепную актёрскую игру так, что невозможно было оторвать глаз, даже когда он в образе перемещался по залу и заходил за спину зрителей. Хотелось наблюдать за каждым его движением и не упустить ни секунды представления. Зрителю сложно понять все тонкости жизни актёра, душевные переживания, привязаность  своему делу с полной отдачей, творческие кризисы и интриги за кулисами. Именно об этом писал Чехов в своем сборнике «Сказки Мельпомены». В моноспектакле перед нами развернулась история из 4-х рассказов, которые соединил в одно целое сам автор и исполнитель одноимённой сценической композиции Александр Лушин. Он взял за основу такие рассказы как «Актёрская Гибель»,»Месть»,»Юбилей» и «Калхас». Они  игрались не по порядку, как вы могли бы подумать, а переплетались друг с другом, по кусочку нам передавали все истории сразу.  Если до этого не читать их по отдельности, может показаться, что так и задумано, ведь такие плавные переходы от одного к другому дают забыть об их разделенности. Кажется, что все герои рассказов знакомы друг с другом, крутятся в одних кругах да и вообще играют в одном театре.

В первом рассказе перед нами открывается история актёра Щепцова, который имел багатырское телосложение, внутри был более хрупким, чем казалось. В один прекрасный день во время ссоры с антрепренёром » у него в груди что-то оборвалось» и он ушёл, позабыв даже смыть грим. Щепцов вдруг затосковал по своей родине, по родному городу Вязьме. Никто из навещающих его коллег не мог разделить и понять его переживаний и советовали только «пить касторку и переставать бредить». Финалом постановки и стал финал этой истории. Актер умер. О, актерская душа!

Что такое для Актера нелюбовь публики? Это великая трагедия. Жестоко решил отомстить Комик своей коллеге Инженю, за то, что та в свою очередь не одолжила ему свой халат, который достался ей от бывшего возлюбленного. Она не могла оторвать от сердца единственную вещь, которая напоминала о Нём. Комик в свою очередь отомстил очень хитро, он взял и поставил табличку «На сегодняшний спектакль все билеты распроданы», которую до этого ни разу не использовали. Из-за этого ни один зритель не пришёл на бенефис Инженю. Она сделала вывод: «Меня не любит публика!» О, актерские интриги и актерская месть!

Далее нам показывают комика Василия Светловидова, который неожиданно просыпается посреди ночи после бурного празднования своего бенефиса. Еще долго он не может поянть, куда делись все и как он до такого дошёл. Василий выходит к сцене и ловит себя на мысли, что за всю свою жизнь, пока играл в театре, он не видел сцену ночью —  пустую и жуткую. Его охватывают беспокойные мысли… Вдруг он видит силуэт — белую фигуру, пугается, кричит и паникует. Это оказался обычный суфлёр Никита Иваныч, которому попросту негде ночью спать, кроме как в театре. Он советует Василию ступать домой и ложиться спать, но тот в свою очередь начинает длинный разговор о своей пошедшей жизни, рассказывает, что посвятил лучшие годы своей жизни искусству, что променял на искусство единственную любимую женщину, осуждает лицемерную публику. Комик открыто заявляет, что «песенка его спета» и что нужно готовиться к уходу. Периодически цитирует отрывки из своих старых ролей. Никита не понимает его, куда ему, он же ведь обычная «театральная крыса», по мнению актеров. По рассказам комика о пережитках прошлого можно понять, что жизнь актёра крайне трудна и это дано не всем. И такой путь по силам не всем, он приносит боль и страдания, полон лишений. Но стоило ли оно того? О, актерская судьба!

В 4-м рассказе перед нами разворачивается картина банкета в честь 25-летия служения на артистическом поприще трагика Тигрова. Гости поздравляют его, рассказывают про его трудный путь, увлекаются и говорят даже немного обидные слова, хоть и честные. Сам Тигров начинает свою речь, перечисляет свои заслуги, но его прерывает своим нелепым приходом антрепренёр, который даже не представляет, насколько бесцеремонно и не вовремя он пришел. Тигров пытается продолжить свою речь, но его снова обрывает незванный гость своими нелепыми коментариями. После такой бестактности трагик больше не хочет продолжать свою речь и обвиняет гостей в том, что они его не поддержали и не прервали антрепренёра. Празднование переносится в другое заведение, гости хотят продолжать веселиться, но денег ни у кого нет. Тогда кто-то предлагает сдать в ламбард подаренный Тигрову альбом. Недолго думая так и поступают. Так легко юбиляр распрощался со своим подарком… О, актерские посиделки!

Спектакль завершается концовкой истории про больного Щепцова, умирающего в тоске по дому. Актёр многозначительно выходит из зала… После этой постановки удаётся увидеть малую часть жизни в театре, потому что все персонажи связаны именно с ним. Я вышел из зала таким ощущением, как будто я был в каждой из этих историй лично, как будто все это переживал вместе с героями и полностью погрузился в атмосферу закулисной жизни актёра со всеми её проблемами и невзгодами, той самой изнанкой, о которой редко задумываются зрители.

Текст: Тимофей Шестернев

Фото Наталья Комарова

Рейтинг
( Пока оценок нет )
PROteatr