Мир грез и непостоянства

Нет ничего вечного в этой переменчивой жизни. Все обновляется, все становится со временем другим. Мечты словно сделаны из хрупкого хрусталя — сегодня ты счастлив, но что будет завтра? Открытие нового театрального сезона в театре «Комедианты» было ознаменовано премьерой спектакля «DreamWorks”, в которой мечты сохраняются только благодаря непрерывной работе над ними.

 Новая драма, в которой перекликаются  темы любви, верности, вечности, но в то же время, демонстрируется разврат и красивая жизнь уже не молодых, но, так скажем, жизнерадостных людей, которые, нюхая кокаин, рассуждают о высоком. Здесь есть много чего: и слезы, и смех, и целый круговорот тем, над которыми будет можно поразмыслить на досуге.

 Автор пьесы «DreamWorks” — один из самых значимых современных драматургов в России, известный также и за рубежом, лауреат многих международных премий Иван Вырыпаев, который  является сценаристом и режиссером фильмов «Кислород» и «Эйфория».  Его произведения именно в жанре современной драмы подразумевают тотальное погружение в текст, то есть, осмысление всего происходящего до мельчайших деталей, и это позволяет открыть ту или иную историю во всем объеме.

Так, собственно, и постарался сделать молодой режиссер Артем Петров. В своей дебютной постановке  «DreamWorks» он хотел сохранить целостность пьесы  в первую очередь. Сами диалоги были сокращены очень незначительно. Благодаря этому до зрителя доходит больше того, что задумал автор пьесы.

Сюжет спектакля отнюдь не заключен в единую концепцию, которой придерживается действие на протяжении всего времени. Безусловно, основная сюжетная линия ведется от начала и до конца, но сколько еще появляется вспомогательных нюансов, которые выступают хоть и не главными, однако, являются самыми что ни есть любопытными!

В самом начале зрителю стало понятно, что перед ним драматическое действие, в основе которого лежит трагический фактор — смерть любимой жены главного героя Дэвида. То есть, фактически, зритель сразу воспринимает момент трагической составляющей, смиряется с ним и дальнейшее развитие событий постепенно сглаживает ощущение потери. Это одно из подтверждений, что перед нами «новая драма». Сострадание, безусловно возникает, только по отношению к мукам и тяжести утраты главного героя Дэвида. Собственно, в этом и состоит главная задача — вернуть Дэвида к жизни и любыми способами помочь ему преодолеть последствия смерти жены.

Для выполнения этой задачи нужны его старые друзья. Они появляются на сцене, и действие начинает приобретать совсем другие краски: яркие персонажи  приносят некие элементы старого бродвейского стиля, в котором веселье, игривый фарс, пёстрость костюмов и «сленговые» диалоги преобладают. Друзья Дэвида — это компания взрослых и уже состоявшихся людей, которые любят весело коротать вечера, но, вместе с тем,  не прочь поразмышлять на самые различные темы. Сегодня такой темой стал буддизм, причем, среди них был даже один приглашенный буддист. Облаченный в соответствующий наряд, Лама Джо рассуждал о признаках пустоты, о том, чем она является на самом деле: «Как пустота может быть всем и ничем одновременно?».

Здесь появляется еще один персонаж, это Элизабет (Юлия Бурцева), которую привели в гости к Дэвиду не случайно. Она должна постараться вывести его из депрессивного состояния. Но это становится почти невозможным: умершая жена Мэрил живет у Дэвида в воображении, он постоянно разговаривает с то ли сам с собой, то ли с ее духом.

Прочувствовать этот контакт между миром мертвых и живых помогает возведенная на сцене декорация в форме полукруглой, раздвигающейся в разные стороны ширмы, на ней воспроизводится изображение. Чаще всего это воспоминания Дэвида, или, быть может, выдуманная им же самим реальность, где они с Мэрил вдвоем на берегу моря. А когда эта самая ширма раздвигается, здесь оказывается все та же паршивая действительность — старые друзья с пылким желанием помочь своими бредовыми рассуждениями и горой кокаина.

Однако, Элизабет не является частью этой шумной компании, она совсем из другого теста. В свои тридцать она почти не знает мужчин, она не пьет и не употребляет, она другая и, возможно, может произвести хорошее впечатление на Дэвида. Сам главный герой на протяжении всего первого акта находится в замешательстве. С одной стороны он не хочет расставаться с тем маленьким связующим, позволяющем ему общаться с умершей женой, что очень напоминает фрагмент из фильма «Между небом и землей», когда главный герой слышит свою возлюбленную, но не видит ее. С другой стороны он постепенно осознает, что ничего не может продолжаться вечно. «Что может быть вечно, в этом непостоянном песочном мире?» — говорит Дэвид.

Эта самая драматическая составляющая, сопрягаясь с броскими образами остальных персонажей не дает загрустить, но, в то же время, оставляет отпечаток боли и сожаления.

Нельзя не отметить того, что сюжет не полностью предоставлен терзаниям Дэвида, параллельно развивается еще одна, совсем не шуточная драма.

Исполнительницами ролей подружек Дэвида стали две молодые, энергичные и  красивые актрисы Мария Осипова и Мария Сандлер. Бетти  и Салли просто блистали на сцене и, хотя у них был один «бойфренд» на двоих, им это абсолютно не мешало общаться и шутить, находясь в одной компании в присутствии того самого Фрэнка, которому одна приходится женой, а другая любовницей. Ничего страшного, ведь среди них есть еще и бывший парень Салли, которого тоже не напрягает ситуация того, что Салли ушла от него к Фрэнку, ведь он и так может общаться с ней фривольнее, чем когда-либо. Но погрязнув в постоянном разврате и пребывая почти всегда «под кайфом» эти беспечные люди заигрались в дерзкие игры и кому-то придется отвечать за это.

Особенно запоминающейся стала сцена, в которой Салли и Бетти пели джаз. Их партии были распределены пополам, никто не ожидал буквально в предфинальной сцене такого крутого поворота событий, а вместе с тем и мелодичного выступления, несущего в себе крупную смысловую нагрузку. Это была песня, в которой девушки просили друг у друга прощения, но никто не ожидал того, что третью партию споет еще одна женщина, которая до этого исполняла роль тюремщицы и стояла с будто бы отсутствующим видом. Но когда женщина-полицейский приступила к третьему куплету в зале послышались одобрительные реплики, на самом деле это было неожиданно, как и сама музыкальная вставка.

Это первая петербургская постановка по пьесе Ивана Вырыпаева «DreamWoks” и можно с уверенностью сказать, что для дебюта молодого режиссера она, в целом, удалась. Энергетика самого действия оставляет яркое впечатление того, что окунулся в мир голливудских грез, напыщенных и непостоянных. Наблюдая за промахами героев, становится понятно, почему девиз спектакля гласит : «Наши мечты — это наша работа, которую мы непременно должны выполнять хорошо…» Потому что ради своей мечты стоит бороться и делать это необходимо каждый миг.

Текст: Алла Козбаненко

Рейтинг
( Пока оценок нет )
PROteatr