Самая обыкновенная история и самые непредсказуемые последствия. Несоизмеримо, сколько было совершено браков с большой надеждой на счастливое будущее и сколько из них выдержало испытания совместной жизни, пройдя долгий путь, сохранив то, ради чего всё затевалось. Судьба жильцов одной квартиры заключена в двухчасовом эксцентрическом комедийном спектакле режиссера Бориса Бирмана «На чистую воду или самая счастливая семья» по пьесе В. Сигарева «Детектор лжи». Премьера прошла 7-го апреля на сцене театра «Комедианты».
Длинная история отношений, которую, кажется, может полностью изменить мгновенный поворот событий. А возможно, это лишь неизбежность и к ней всё шло? Данная история формируется каждым членом семьи, они создают свой собственный сценарий, по которому им приходится жить дальше и дальше. Так легко довести этот сценарий до безумия, если не вспоминать о главном – о том, с чего всё начиналось. А начиналось всё с любви и уважения. Но когда двое запутавшихся людей уже не находят выхода из сложившейся ситуации, они вынуждены прибегнуть к помощи третьей силы. Так и поступили наши герои, решив позвать на поиск исчезнувших денег гипнотизера Андрея Никитинских. Хотя вопрос кажется поначалу вовсе не сложным, и мог бы решиться быстро, оказывается, что за ним открывается целый каскад других проблем. И вот уже русская история становится американской моделью решения семейных проблем, когда пары отправляются к психологу. Но в простой квартире, где живут обычные люди, нет места психологии. Поэтому санитарка больницы Нина Мещанинова и бывший военный, ее муж Олег Жилин, сразу берут быка за рога и пытаются всё вывести на чистую воду. Интеллигентный профессор, или шарлатан, помогает «дошедшей до ручки» парочке честных людей найти свое счастье.
Прекрасная мечта, где нет места долгой работе над раскапыванием причин и следствий, – чисто русская сказка об Иване дурачке, с которым случались волшебные истории, а в них всё решалось само собой. Разве так бывает? В нашей истории бывает. Но стоит ли ее рассматривать как чудо, если в конечном счете всё сводится лишь к одному главному смыслу? Смыслу прощения и любви. Радости от общения, от игр и прогулок друг с другом, от возвращения к миру и спокойствию. Разве это чудо не может стать простой реальностью? Самым важным и решающим, помимо всех остальных смыслов? Разве не достойны эти простые люди, замучившие друг друга, проживающие не особенно привлекательную жизнь, получить награду – забытье для собственного блага?
Аудитория театра ждет этого с нетерпением. Жизнь в старом формате, которую ярко обрисовывают актеры, наблюдают и молодые, обычно не замечающие, откуда берутся суждения наших родителей. Почтенная публика сопереживает героям, вспоминая самих себя или с опасением обнаруживая в памяти трагедии прошлых лет. Сюжет невероятно актуальный, даже несмотря на то, что в нем представлена прошедшая эпоха. И на это нельзя смотреть без юмора. Именно юмор является лейтмотивом всего спектакля, хотя его, пожалуй, можно назвать и черным. Взгляд на себя с юмором – вот чего всегда не хватает в таких ситуациях. Но в этот раз мы можем посмотреть на себя со стороны. И это действительно смешно. И не только по причине задуманных режиссером комических сцен. Смешно в принципе потому, что грустно.
Парадокс в том, что конфликт может быть исчерпан в одно мгновение или может быть так и не исчерпан никогда. Выбирать вам. Но возможность решить всё с помощью душевности действительно существует. Вот где великое благо и подарок тем, кто в это может поверить. А вы можете в это поверить? Решать вам, придется ли для этого посмотреть спектакль от начала до конца, пережив многие годы семейных перипетий, или просто закрыть на увиденное глаза, обманув себя достойным образом жизни и поведением.
Тема борьбы за счастье, которая проходит основной нитью и в других постановках Бориса Бирмана, на этот раз воплотилась в изящное исполнение. В этом заслуженным артистам России помогли хореограф Д. Барабанова, сценограф В. Семенов и костюмер Н. Грошева. Извечная тема трогает душу. Только пусть она лучше остается спектаклем, который можно наблюдать на сцене, а не в вашей жизни.
Текст: Кира Шулаева