23 апреля на Малой сцене Молодежного театра на Фонтанке удалось посмотреть «Пять вечеров» по пьесе знаменитого драматурга второй половины двадцатого века Александра Володина.
Спектакль, поставленный Ириной Зубжицкой и идущий уже лет 12 (премьера состоялась 12 марта 2005 года), сразу погружает в камерную атмосферу володинской истории о двух одиночествах и живучести настоящего чувства. Изначально зритель может заметить необычное освещение, странные декорации и только темные цвета в интерьере обычной для послевоенных лет петербургской квартиры. Десять черных табуреток стоят вдоль сцены – они будут задействованы в разных целях на протяжении всего спектакля; две стеклянные полости с водой стоят в разных углах – они как бы отделяют комнаты, и посередине сцены сделана отдельная комната с раздвижной дверью. Резкое движение темно-синей длинной шторы означает смену события или локации.
«Пять вечеров» – это история несчастной любви, история одиноких людей, неспособных жить друг без друга, но в итоге воссоединившихся.
Женщина, когда-то проводившая своего любимого человека на фронт. Мужчина, когда-то пообещавший вернуться с войны и жениться на своей возлюбленной. У них получилось встретиться, только для этого понадобилось немного больше времени.
Одинокая Тамара, роль которой сыграла прекрасная актриса Регина Щукина, никогда не была замужем. Жизнь главной героини лишена нежных и радостных чувств. Она лишь работает, старается воспитывать уже взрослого племянника, мать которого умерла в блокаду.
Вдруг всё резко меняется: некто Александр Ильин, образ которого воплотил очень харизматичный артист Владимир Маслаков, резко вносит в ее обыденную тусклую жизнь множество ярких красок, эмоций и событий. Но сначала женщина с презрением встречает старого друга. Может быть, ей страшно и она боится быть снова брошенной?
Ильин не сдается, он накрывает стол в честь Дня Рождения когда-то любимой женщины. Тамара не оценила его стараний и свернула все посиделки. Но после женщина решила восстановить разрушенное, накрыв стол скромной закуской. Впервые публика понимает, что Саша действительно дорог Тамаре, когда она включает музыку и объявляет: «Дамы приглашают кавалеров». Именно в этот момент можно было заметить ее сильное желание потанцевать с Ильиным. Но она так и не решилась позвать его…
Важный и трогательный момент спектакля – романтическая сцена в петербургской парадной. Главные герои, как в молодости, пытаются согреться в теплом помещении и ненароком целуются. Сначала Тамара проявляет легкое сопротивление, но вскоре сама же подходит к Александру, не в силах больше бороться и скрывать любовь.
Кульминация спектакля – воспоминания главных героев об их последней встрече, о расставании. Здесь прекрасно получилось синхронно показать происходившие события: Тамара стоит на табуретке под лампой – это то, что видит зритель, но на самом деле действие имеет место на улице, под ночным фонарем заснеженного Петербурга. В то же время, вроде бы, рядом с Томой на сцене стоит Саша – однако, он на вокзале, далеко от нее. В один момент они вслух вспоминают последние секунды, проведенные вместе. Получилось очень оригинально, ибо герои по очереди как бы дополняли мысли и слова друг друга. Рассказы о том, как Тома провожала Сашу, как она бежала за машиной, как уверенно заявляла об их свадьбе, просто не могут не тронуть душу, ведь судьба сыграла злую шутку с тогда еще молодыми людьми. А тут еще и Ильин хочет снова выпотрошить душу Тамары, опять оставив ее. Однако Тамара ни капли не винит его, ее главная задача – найти любимого. Однако Александр сам принимает решение вернуться.
Образ Тамары в спектакле – меняющийся, расцветающий. Она будто молодеет лет на 20, расправляет спину, время поворачивается для нее вспять, давая счастливую возможность прожить сейчас то, что должно было быть прожито намного раньше.
Огромную роль в данном спектакле играет свет: он помогает передать настроение героев, их эмоции и служит подспорьем в изображении разных локаций. Большую роль в постановке играет музыкальное оформление. Прекрасная игра Фиры-аккордеонистки, пение песен самими женщинами – всё это ненавязчиво помогает зрителю понять настроение героев и их взаимоотношения, а актерам – передать атмосферу происходящего.
Зал наблюдал за прекрасным и долгожданным воссоединением двух запутавшихся в жизни людей. Они еще никогда не были так счастливы, как сейчас. Они начали всё по новой, вместе. Может быть, это и есть настоящая любовь. Та, которая проходит испытание временем. Та, которая способна перенести все трудности и снова сблизить людей. А еще важен оптимизм. Недаром ведь Ильин говорит: «У меня всё впереди. И в семнадцать лет было всё впереди, и сейчас всё впереди». Это урок многим людям, счастье для которых возможно в любом возрасте, но не всякий его впускает в свою жизнь, не всякий верит в него. А герои спектакля поверили. Если верить, то все сбудется.
Спектакль поставлен очень качественно и оставил приятное впечатление, плюс, после постановки у публики была возможность поговорить с артистами и с художественным руководителем театра Семеном Яковлевичем Спиваком. Зрители могли задать интересующие их вопросы, высказаться и узнать какие-то интересные детали, что немаловажно.
У актерской и любовной пары этого вечера, которую на поклонах засыпали цветами, идеально получилось воспроизвести сложные взаимоотношения мужчины и женщины, их страдания и борьбу за право иметь счастье в жизни.
Текст: Елизавета Игнатьева
Фото предоставлены Молодежным театром на Фонтанке