«Дамы и господа, леди и джентльмены, на сцене Молодежного театра на Фонтанке – «Шапито», – под громыхание фанфар извещает зрителей динамик, и вот уже Юрий Ломовцев, автор одноименной пьесы, уходит вглубь зала. 4 ноября сценическое пространство очистили от излишеств: десять алых стульев в полукруге, тонкий канат на фоне черного потолка, легкий запах дерева, четыре артиста и большая плюшевая обезьяна в этот вечер сыграли пьесу с помощью голоса и рассказали зрителям о любви.
Пожилой Александр и Лиза в разукрашенном доме-шапито – пара комичная и гармоничная. Наверное, потому, что Лиза – мартышка, научившаяся говорить, а ее хозяин – мечтатель-чудак, успевший совершить ужасное количество ошибок, но все еще сдерживающий собственную совесть. У Александра ничего нет: только хламовник дома, дочь Марта (чью роль исполнила Анастасия Тюнина), заносчивый зять банкир (Сергей Малахов) и воспоминания о прошлом.
Ей не было и двадцати, ему же исполнилось сорок. Люди обсуждали по углам, а он в ужасе закрывал глаза, глядя, как с каждым шагом все сильнее вздрагивает вибрирующий трос под куполом цирка. Зажмуривался, пока не сбежала любовь, оставив в качестве воспоминания малышку дочь, и не было необходимости именем «Лиза» назвать послушную, преданную и никуда не сбегающую обезьянку.
Чтобы передать эмоции, не нужно заламывать руки, попросить прощения можно, не бросаясь на колени, да и оскорбить близкого человека возможно без потряхивания кулаками: голос сделает все сам. Актеры без костюмов и порции грима, начитывающие текст с листа – театрализованная читка, где не сформированы понятия «правильно-неправильно». Тут каждый понимает сюжет по-своему и представляет своих героев. Проект «Драматург. Театр. Пьеса», зародившийся в Молодежном театре четыре года назад на этот раз познакомил зрителей с творчеством Юрия Ломовцева и позволил «прослушать» пьесу «Шапито», в которой роль бывшего циркача исполнил Валерий Кухарешин, а его подругу – Наталья Дмитриева.
Актеры читают в темноте, и лишь на время очередной реплики то одного, то другого резко высвечивает яркий белесый столб света. Слова прерывают звуки музыки: фанфары сменяются вальсом, тишина – ружейным выстрелом. Сцена один, сцена два – и вот уже легкая комедия переходит в психологическую драму: герои врут сами себе и завираются, а понимание того, что неправы они сами, все никак не приходит.
Раскрутка сюжета растянута во времени: если в первой части пьесы зритель знакомится с действующими лицами и привыкает к манере каждого из них, то во второй автор отрывает нас от земли в прямом смысле слова. Герои один за другим переносятся в «некий уголок вселенной», где «пространство окрашено в голубые и розовые тона неземной красоты», а былые проблемы почему-то теряют свое значение.
Благодаря работе режиссера Натальи Архиповой полукруг цирковых кресел превращается теперь в пушистое мягкое облако, в котором тонут ноги. Осветители работают без промахов и вовремя пускают по залу прыгающие блики нежных оттенков, наверное, для того, чтобы Александр быстрее узнал ту, чьи фотографии разорвал в минуту отчаянья, а порывы души, заменившей героям тело, считывались без усилий. Вот уже и зритель видит, что драматические повороты сюжета просто были необходимы, ведь лишь благодаря им, главный герой и «не обезьянка» Лиза снова становятся счастливы.
Несмотря на отсутствие движения на сцене, действие динамично: слова, одно экспрессивнее другого разлетаются в разные стороны: дочь с красивым именем Марта врет отцу и мужу; циркач старается забыть о цирке, перекинув всю громаду тоски и любви на хрупкую мартышку, а «однолюб» банкир старательно подавляет на людях недопустимые мечты о несемейном счастье. «Ну и балаган!» – восклицают слова со страниц в руках актеров.
«Чтение без навязывания» – можно и так описать проект «Драматург. Театр. Пьеса»: отсутствие костюмов, полный зал, четыре актера-диктора и сам автор. Деревянная сцена плавно переходит в зрительный зал: тут каждый может задать вопрос и истолковать пьесу по-своему. О судьбе ли «Шапито» или о любви, фарс ли это или современная комедия, слушатель решает для себя. Вверх, вниз, на небо и обратно – драматург Юрий Ломовцев словно пытается уверить нас, что счастье – оно везде одно, а чтобы докопаться до правдивых мыслей и слов, нужно очистить человека от грима обстоятельств и позволить ему говорить.
Текст: Ольга Минеева
Фотографии предоставлены Молодежным театром на Фонтанке