Принцесса из Тобосо. Финал фестиваля «Пять вечеров»

«В городах и далеких провинциях сняться женщинам храбрые рыцари…», которые приедут и заберут их на край света… Такими бывают мечты, но реальность часто преподносит иные варианты прекрасной сказки. Именно этой проблеме посвящён спектакль «Дульсинея», премьера которого состоялась 10 февраля в театре «На Литейном». Постановка стала ярким завершением фестиваля «Пять вечеров» имени Александра Володина. 

Всероссийский ежегодный фестиваль имени А. Володина уже в двенадцатый раз радует петербуржцев яркими представлениями на разных театральных сценах города. Из года в год участники фестиваля выполняют важную задачу мероприятия — связать прошлое с настоящим.

Кирилл Семенов, режиссёр и актёр Небольшого Драматического Театра, создал спектакль «Дульсинея» на основе пьесы Александра Володина «Дульсинея Тобосская». Большую значимость для этой постановки имеет легендарный одноименный мюзикл Геннадия Гладкова, вышедший в свет в 1973 году, в главной роли которого сыграла непревзойдённая советская и российская актриса, Народная артистка России Алиса Фрейдлих. Такова предыстория у этой премьеры, ответственной за достойное окончание очередного фестиваля «Пять вечеров».

Дульсинея Тобосская — возлюбленная Дон Кихота, она — его звезда, единственная, желанная, ради неё герой готов выдержать все испытания. Классическая история средневекового романа: он — доблестный рыцарь, путешествующий по миру, встретил прекрасную даму сердца, достойную самых отважных подвигов. Эпоха историй о рыцарях, я обязательно должна быть дама сердца. И все его подвиги совершаются исключительно ради любимой. Эпоха рыцарских романов, конечно, давно канула в лету, однако, кто не любит мечтать? Что, если в одной из деревень живет девушка, которая, уверена, что она не просто чья-то дама сердца, а возлюбленная самого Дон Кихота?

Пьеса А. Володина была преобразована и «сжата» постановщиками — в спектакле присутствует лишь три героя. Примечательно еще и то, что здесь соблюдено первое правило классической драматургии – единство места времени и действия. Предметный мир спектакля прост: декорации на протяжении всего спектакля не сменяются, убогая меблировка простого, даже не зажиточного крестьянского домика. Важным атрибутом этого простого крестьянского домика, является  лестница, похожая на перевернутый плот, которая периодически служит и кроватью, предметы быта: мешки, ведра и тазики. Сразу видно, здесь живет работящая женщина, а не холеная принцесса из Тобосо. Главная героиня спектакля Альдонса, она же Дульсинея, сама выполняет всю грязную работу по дому, она не боится замарать рук, хотя и носит длинные по локоть перчатки. Сильная, волевая женщина, привыкшая все в этой жизни делать сама.Особенную атмосферу спектаклю придавала пронзительное контральто актрисы Ольги Албановой, играющей главную роль. Редко можно встретить такой не типичный для женщины низкий тембр голоса, раздающийся загадочным эхом в театральном зале. Музыкальная составляющая спектакля была возложена на нее и исполнителя роли Санчо Пансы, актера Александра Белоусова.

Музыка постановки живая, все песни поются под гитару. Такой же репертуар был использован в мюзикле Геннадия Гладкова. Грустная, лирическая композиция в исполнении Дульсинеи, как нельзя лучше раскрыла переживания героини, боль одиночества этой женщины:  «Ночь Тобосская темна….есть пара и у осла…..только я опять одна…..иа……иа». Стоит заметить, что спектакль с романтическим и временами трагическим началом не лишён юмористической составляющей.  Печальные действия спектакля местами были «разбавлены» забавными, смешными сценами.

Этот спектакль отчасти проекция истории похождений Дон Кихота, бравого испанского рыцаря из чудесного романа Мигеля Де Сервантеса. Сама книга о приключениях неустрашимого Алонсо Кихано тоже фигурирует на сцене, по ней герои воссоздают события в своем воображении и верят в то, что придумывают. Дульсинея верит в то, что ее обратили в бедную крестьянку злые чары и что в скором времени она дождется своего отважного рыцаря, единственного и неповторимого Дон Кихота. Санчо Панса здесь вовсе не тот забавный толстячок-оруженосец, это обычный исхудавший и подвыпивший мужик.  Сам Дон Кихот – заблудившийся в своих желаниях молодой священник, который решил принять монашеский сан и навсегда уйти из жизни мирской.

Судьбы героев перекликаются таким образом, что сюжет становится похож на события из романа «Дон Кихот». Но не стоит забывать — постановка пьесы русского писателя Александра Володина была изначально направлена на другой аспект этой истории. Главное место в спектакле отведено Дульсинеи Тобосской, её образу, схожему с традиционно русским женским характером. «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт..» — её мужественный характер маскирует раненую одиночеством душу. Ради любви она готова на все, даже поверить в то, что случайно попавший в дом священник и есть тот, кто грезился ей в мечтах.

Санчо Пансо, верный слуга своего господина Алонсо, должен был передать письмо Дульсинеи, но от послания остались лишь рассыпающиеся клочки бумаги.. Захотел сделать одолжение своему другу, а получилось только хуже. Бедный Санчо Пансо опять все напутал! Теперь от его поступка страдает и заколдованная Дульсинея, и Дон Кихот, и, конечно же, он сам. Взаимоотношения между героями неоднозначны, порой кажется, что сам Санчо Пансо влюблён в Дульсинею.

Спектакль наполнен значительной долей драматизма, ощущением, что жизнь несправедлива по отношению к героям. Сцены постановки отражают действительность жизни далёкой от нашего времени — обречённость героев, продолжающих верить в светлое будущее, любовные отношения, окрылённые искренними чувствами, порывами страсти и ревности.

Финал «Дульсинеи» поразил неожиданной смертью рыцаря на руках главной героини. Песня, с которой началось представление, вновь прозвучала со сцены: «Каждой женщине хочется быть Дульсинеей, хоть на час, хоть на миг, хоть во сне…».

Заключительный спектакль сезона окончен, но никто не спешит уходить, ведь самое интересное ещё впереди —вручение премии фестиваля «Пять вечеров».

Награждение было особенно торжественным в честь дня рождения А.М. Володина. На сцене опустился экран и появилась видеозапись телефонного разговора Александра Володина и Алисы Фрейдлих. Режиссёр приглашал её на встречу с коллегами, но актриса вежливо отказывалась. Затем заиграл фрагмент из того самого спектакля Геннадия Гладкова, где Алиса Фрейндлих была в роли Дульсинеи. После чего, актриса поднялась на сцену и ей была вручена статуэтка — символ фестиваля. Награду получили и другие актёры спектакля «Дульсинея». Так и подошёл к концу театральный фестиваль, неразрывной нитью связывающий нас с искусством прошлого.

Текст: Алла Кобзаненко

Фото спектакля предоставлены «Небольшим драматическим театром»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
PROteatr