Сюжеты, основанные на тюремной тематике, на сцене театров появляются крайне редко. Оно и понятно: театр и тюрьма далеки друг от друга. Но исключения бывают, и одно из них – премьера «Такого театра», спектакль «Волонтеры». Политическая пьеса 70-х годов прошлого века о политзаключенных превращена режиссером Александром Баргманом в современную историю о человеке и его выборе.
Художественный руководитель «Такого театра» Александр Баргман уже не первый раз обращается к пьесам Брайана Фрила. Спектакль «Волонтеры», представленный на сцене Музея Эрарта 21 января, — очередное такое возвращение. На одной из пресс-конференций Баргман объясняет свой интерес к этому автору тем, что видит много общего между русским и ирландским менталитетом. По его мнению, их объединяют такие качества, как «безбашенность, безалаберность и упёртость», а ирландцы, как и русские, постоянно стремятся к лучшей жизни, но так и не достигают ее.
Итак, к сюжету спектакля: несколько заключенных добровольно согласились на раскопки ценных государственных артефактов. Кто-то бывший скрипач, кто-то ученый, кто-то уже так сломлен жизнью, что едва ли от него остается что-то разумное — все эти разные люди вынуждены вместе вести раскопки. Сюжет, требующий, казалось бы, очень динамичного развития и резких поворотов, здесь разворачивается постепенно, увлекая последовательностью происходящих событий, приглашая зрителя к изучению личности каждого героя истории. В качестве альтернативы двухчасовому кино, в котором могли бы чаще меняться сцены и лица, режиссер предлагает зрителям просто понаблюдать за поведением и мимикой каждого персонажа. Пустые железные казармы, в которых живут заключенные, кабинет руководителя, вызывающий плохие ассоциации – все это поддерживает атмосферу угнетения и контроля. В воспроизведении ощущения подавленной воли и кроется смысл спектакля. Каждый герой в тот или иной момент работы оказывался полезен даже больше, чем сами археологи. Но работа вынуждена резко оборваться, их труд становится бессмысленным, прекращается на середине, поскольку нет больше денег на исследования, а «волонтёров» снова ждет тюрьма, и, возможно, смерть, так как другие заключенные решают жестоко наказать «волонтеров» за их сотрудничество с руководством тюрьмы…
Со временем зрители перестают искать какие-либо эффекты, не ждут больше резких изменений сцен и скачков во времени: ведь вся драма — в положении самих персонажей, в их жизненной коллизии. А костюмы и декорации, созданные Георгием Пашиным, учеником самого В.И. Ферера, очень помогают раскрыть содержание пьесы. И, разумеется, чем дальше, тем больше мы понимаем этих людей, с какого-то момента даже начинаем предчувствовать их реакцию и жалеть их. Жалеть хотя бы потому, что это не просто заключенные, а политические преступники, осужденные за свои идеи, которым еще сложнее выжить в столь невыносимой обстановке тюрьмы. Может быть, поэтому они и соглашались на эти раскопки? Ведь там они снова смогли ходить по земле, видеть природу, чистое небо над головой. Может, они хотели быть чем-то полезными народу, ради которого боролись? Их мотивы не до конца понятны даже им самим – а был ли вообще выбор?
Поразительно, что в преступниках, отсидевших в тюрьме уже не один год, подстегивающих друг друга от скуки порой жестокими методами, все же просыпаются удивительные душевные качества, заставляющие их сплотиться, помогать друг-другу бороться. Примером этому становится организация побега для самого слабого из команды, чтобы у него появилась возможность избежать жестокой участи. Осуществить задуманное пытается один из главных героев, которого прекрасно играет известный актер Евгений Шумейко, знакомый нам по фильму «Как поймать магазинного вора». И он очень остро переживает свою неудачу, которой закончилась эта попытка… Компанию Евгению Шумейко по игре в спектакле составляют коллеги-актеры Виталий Гудков , Роман Агеев, Александр Стекольников, Геннадий Алимпиев, Игорь Грабузов, Александр Лушин, и Александр Алексеев. По иронии судьбы они тоже являются волонтерами, так как спектакль готовили фактически без средств на постановку. Так уж получилось, несмотря на объявленную краундфандинговую кампанию в поддержку спектакля, вопрос о его будущем остается открытым…
Спектакль этот смотрится на одном дыхании и становится отличной возможностью порассуждать о непростых вещах и насладиться настоящим драматическим искусством. Как говорит Баргман, «волонтеры» раскапывают не столько культурные ценности, сколько самих себя. Они вынуждены постоянно выбирать – например, потратить последний пенс или нет, убежать или остаться. Такие ситуации позволяют им разобраться в себе. Хотя это, конечно, вообще сложный вопрос — есть ли у них выбор? Есть ли вообще в любой человеческой жизни выбор – или всем правит судьба?..
Кира Шулаева, Татьяна Кулешова
Фото Александра Коптяева