«Так громче музыка играй победу!
Мы победили, и враг бежит, бежит, бежит!
Так за Царя, Отечества и Веру
Мы грянем громкое: Ура! Ура! УРА!»
Под гимн царской армии Санкт-Петербургский театр «Мастерская» поднял занавес — начался спектакль Григория Козлова «Дни Турбиных».
«Дни Турбиных», как известно из курса лекций по истории отечественной литературы, является частью романа Михаила Булгакова «Белая гвардия». Собственно, это пьеса для тех, кто не осилил многостраничное произведение великого Михаила Афанасьевича. Драма в двух частях рассказывает о жизни офицера Алексея Турбина и его семьи во время гражданской войны.
В первом акте войны не было — в первом акте были будни. Война была лишь фоном для основного действия. И в то время как где-то за горизонтом кулис слышались выстрелы снарядов, актёры на сцене рассказывали нам свою историю. Их декорации – это обычный дом, большего и не нужно. А уже в доме и песни под гитару, и вечерние посиделки, где есть место смеху. Здесь стоит обратить особое внимание на персонажа актёра Ильи Шорохова — Лариосика, кузена семьи Турбиных. Ведь именно он, наивный юноша, не испорченный войной, с присущей ему наивностью и мечтательность показал нам, зрителям, что в мире на грани разрушения обязательно найдётся место для мечты. Конечно, «Дни Турбиных»- это спектакль и о любви. О любви брата к брату, брата к сестре. О любви к мужчине и верности мужу. Любовь правит миром, как говорят Елена Тальберг, сёстра офицера Турбина, и Леонид Шервинский, адъютант гетмана, давно влюблённый в Елену.
Во втором акте войны по-прежнему не было. Нет, она была, но главный акцент был сделан на разворачивающейся драме семьи Турбиных. О переживаниях после смерти старшего брата Алексея, о бегстве гетмана, о трусости и предательстве многих офицеров. Второй акт показывает нам героические подвиги тех, кто не побоялся взглянуть смерти в лицо. Так и Николка, младший брат Алексея, несмотря на юный возраст, нашел в себе силы не оставить брата одного на поле боя.
Надо сказать, что режиссер постановки не стал менять классический сюжет пьесы, а лишь немного дополнил его. Таким дополнением был, например, мим, олицетворявший собою смерть, а также кадры документальных съёмок, которые создавали особую атмосферу в зале. Атмосферу создавали и декорации — простые и гениальные одновременно, ведь все гениальное в этом мире просто. Простенький офицерский дом с кремовыми шторами. Бар у Гетмана, который открывается словно шкатулка. Штаб гетмана, где стоит рабочий стол адъютанта Шервинского.
«Дни Турбиных»- это спектакль, который обязательно нужно рекомендовать своим близким или сделать поводом для школьной экскурсии. «Дни Турбиных»- это рассказ не о войне, нет. Это история о том, как даже в самые тяжелые времена не упасть духом.
Текст: Яна Гайдаш
Фото предоставлены пресс-службой театра