«Три карты, три карты, три карты…» О премьере «Пиковой дамы» в Ростове

Слова арии Томского, как гимн, остались звучать в моей голове после посещения генерального прогона оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама» в Ростовском Государственном Музыкальном Театре.

Премьера состоялась чуть позже — 28, 29 апреля, а очередной показ ждет зрителей 19 мая. Этот шедевр,  мировой оперы, идущий на сценах уже 120 лет, в Ростове-на-Дону ставят второй раз и, так выходит, что это будет своего рода юбилейная премьера – 125-я на сцене нашего театра.

Теперь оперу решили сделать в более современном виде. Режиссером-постановщиком выступил молодой лауреат международных конкурсов Павел Сорокин:

— «Пиковую даму» справедливо называют самой петербургской оперой, и в нашем спектакле мы хотим, чтобы зритель в прямом смысле почувствовал атмосферу Северной Пальмиры. Но Петербург у каждого свой. Петербург «Пиковой дамы» – туманный, дождливый, мистический по своей сущности. Здесь важна не дворцовая помпезность, а скорее загадочность длинных извилистых коридоров, знаменитых питерских «колодцев», тайны скрытых от глаз переулков. Именно в такие лабиринты коридоров и помещены персонажи оперы. Этот Петербург – Петербург Достоевского.

Режиссер делал акцент на  актуальность поднимаемых в произведении тем: в современном мире желание материального обогащения, случайной удачи отодвигает общечеловеческие моральные нормы на второй план, так что «границы этих норм стали уже совсем размытыми», отмечает он, говоря о проблематике оперы

Открывается занавес – и понимаешь — тебя ждет мрачная история: декораций немного и все они выполнены в темных тонах, чем подчеркивается мистичность сюжета. С первой сцены погружаешься в атмосферу Петербурга Достоевского. Кстати, замысел режиссера представить места действия именно таким воплотил художник-постановщик – народный художник России Вячеслав Окунев.

В спектакле лаконичность элементов обстановки помогает сконцентрировать внимание на главном – сюжете и эмоциях героев. При этом интерьер и костюмы выглядят сдержанно и роскошно: кружева, бархат, бисер… К слову, всего этого на костюмы пошло  огромное количество.

Ярким моментом, выбивающимся из общего мрачного цветового фона стала  пастораль «Искренность пастушки» — эффектная часть бала, которая своими насыщенными красками только подчеркнула трагизм разворачивающихся далее событий.

Вместе с главным героем Германом в исполнении Виталия Ревякина зрители проходят от первых мыслей о выигрыше до полного безумия, захлестнувшего его в жажде обогащения благодаря трем картам.

Впечатлила Элина Однороманенко в роли графини в предсмертной сцене, а Михаил Атаманович в роли Томского. Сцены с вокальными партиями Лизы в исполнении Натальи Дмитриевской, хрустальные переливы ее голоса трогали до глубины души.

На протяжении всего спектакля артисты своей игрой и голосами держали эмоции зала в своей полной власти.

Считаю, что премьера «Пиковой дамы» в Ростовском Музыкальном Театре – событие, которое важно посетить. Она выполнена со вкусом и с душой, визуальное оформление доставляет эстетическое удовольствие, а прекрасные голоса и мелодии радуют слух. Но это еще не все. Незадолго до премьеры режиссер, говоря о ней,  выражал надежду, что спектакль сможет помочь «сегодняшнему Человеку ответить для себя на вопрос морального выбора, увидев на сцене не просто вымышленных героев, но представителей сегодняшнего дня, наших современников, героев нашего времени». Сегодня, кажется, это действительно актуально. А дирижер Андрей Аниханов подчеркивал необходимость бережного отношения к авторскому замыслу:

— Поиск потаённых смыслов, попытки привнести в неё собственное ощущение действия, придумать новые обстоятельства, зачастую конъюнктурно-абсурдные, – всё это нередко приводит к отрицанию авторского замысла, к созданию новой «истории» в рамках уже созданного шедевра. Мы очень надеемся, что наш спектакль сохраняет в хорошем смысле слова академизм, будет соответствовать главным настроениям, заложенным в музыке, не нарушит естественного хода гениальной авторской мысли. И на долгое время останется в репертуаре театра.

Эти слова, мысли и режиссера и дирижера сегодня актуальны как никогда. Часто ли постановщики сейчас задумываются о том, чтобы зрители выносили из постановок нравственные уроки? А многие ли бережны к замыслу авторов: композиторов, либреттистов, писателей? Эксперимент во имя экперимента стал бичом и опасной тенденцией современного театра. Поэтому создателям нового спектакля в Ростовском музыкальном театре хочется сказать вдвойне спасибо не только за музыкально-костюмо-декорационный продукт, но и за важные мысли, за правильный подход.  Несомненно, в репертуаре театра опера займет свое достойное место на радость зрителя, как того, который 10 минут стоя аплодировал после финала, так и нового.

Текст: Александра Марьяненко

Фото: Марины Михайловой и Светланы Бекетовой

Рейтинг
( Пока оценок нет )
PROteatr