В Молодежном театре на Фонтанке, в самый разгар Санкт-Петербургского международного культурного форума прогремела премьера спектакля «Верная жена». Смиренное и даже несколько идеалистичное название отнюдь не характеризует того, что находится внутри спектакля. Это настоящая буря человеческих страстей и, в первую очередь, психологический анализ супружеских отношений.
Всемирно известный и очень популярный в 20-ом столетии писатель Сомерсет Моэм пьесой «Верная жена» вызвал глубокое уважение своих современников. Это произведение пополнило число пьес, которые прославили Моэма, как драматурга. Реалиста Моэма часто обвиняли в чрезмерном цинизме, ведь его размышления, представленные в романах, рассказах и пьесах обличают, зачастую, не самые лучшие стороны человеческих взаимоотношений, а так же болезненные семейные перипетии, как в пьесе «Верная жена».
Режиссер-постановщик премьеры народный артист и художественный руководитель Молодежного театра на Фонтанке Семен Спивак. Он тоже не впервые берет за основу своей постановки реалистичные произведения. Например, в спектакле « В день свадьбы» тоже поднимаются вечные темы любовных интриг, а вместе с тем сопутствующие им дружеские конфликты и многие другие стороны жизни, без которых не обойтись простому смертному.
Действие спектакля « Верная жена», премьера которого состоялась в рамках межсекционной программы 5 Санкт-Петербургского международного культурного форума, разворачивается в Лондоне в первой половине двадцатого века. Молодая супружеская чета становится антидостопримечательностью общественных устоев и вместе с тем заложником мирских соблазнов. Со стороны, может показаться, что они рушат свое счастье во имя чуть ли не последнего авантюристского душевного порыва, который могут испытывать лишь молодые люди. А вот ради чего они это делают, и к чему это может привести, мы попробуем разобраться, внедрившись во все подробности этой истории.
Измены и любовные похождения сегодня, как и тогда, весьма актуальны. Только сейчас равноправие полов достигло почти что своего апогея. Сегодня женщины скорее изменяют чаще, чем мужчины. Очевидно, что в спектакле « Верная жена» речь пойдет, напротив, о блудном муже. Можно догадаться, что в прошлом веке можно было серьезно задеть честь женщины, обвинив ее публично в измене, это опорочило бы ее имя и заставило бы ее бежать из города и может быть даже из страны. Другое дело, если измена была совершена в тайне. Ну а если дело касается измены со стороны мужчины, то это вообще обыкновенное рядовое дело и не стоило этому предавать слишком много внимания, ведь мужчины они такие… Такой точки зрения придерживалось старшее поколение того времени, однако не мудрено, что на деле все выглядит совсем по-другому, ведь предательство и есть предательство во все времена.
Изюминкой пьесы «Верная жена» является то, что измена здесь дана как условие, то есть она уже произошла, и все вокруг знают, что главный герой Джон (актер Юрий Сташин) изменяет своей жене с ее лучшей подругой. Таким образом, все внимание приковано к главной героине Констанс. Актриса Анна Геллер очень проникновенно исполняет роль идеальной жены. За ее поведением интересно наблюдать, во всех ее движениях и даже в походке можно увидеть благородность и очень редкий характер женщины, способной на многое ради своего семейного счастья.
Так грациозно и упорно не признавать того, что видят все вокруг и более того, опровергать все слухи и домыслы, касающиеся ее мужа, может только истинная леди. Впрочем, леди тоже бывают эмоциональными и противоположный взгляд атакующей фурии можно наблюдать в точке зрения сестры Констанс Марты (актриса Наталья Третьякова). Если Констанс старается поступать, как ей кажется, мудро и пробует разобраться сначала в том, на каком этапе произошел переломные момент, то Марта не способна скрывать правду, она буквально готова кричать во всеуслышание о подлом поступке и тут же обрушить неистовую злобу на виновника. Конечно, этого ей не позволяют сделать рамки приличия, ведь поступив так, она опозорила бы свою сестру. Но есть третья точка зрения, особый взгляд матери семейства Миссис Калвер, которую сыграла народная артистка Татьяна Григорьева. Ее мнение, вместе с размеренным его проявлением, очень насмешило публику. Это абсолютный прототип самой лучшей тещи, которая почти что в любой ситуации выгораживает зятя перед собственной дочерью. Миссис Калвер одна из тех персонажей, на которых держится комедийная составляющая всего спектакля, именно в ее диалогах можно услышать те оттенки тонкой актерской игры, которая способна просто и ненавязчиво рассмешить публику.
Собственно, каждый из героев в какой-то степени жалеет Констанс, и даже ее подруга, ставшая любовницей ее мужу в глубине души непременно раскаивается, но от этого их роман с Джоном не прекращается. Они как будто играют с огнем, свято надеясь на то, что Констанс даже не догадывается об их интрижке. Вокруг начинают происходить события, которые должные разрешить это двоякое положение и, наконец, обличить любовников в их неблаговидном поступке.
Может показаться, что нет ничего скучнее, чем наблюдать за отвергнутой и обманутой женщиной, слепо следующей своей покорной судьбе «верной жены», но только не в этот раз. Констанс помимо жалости вызывает множество других эмоций. Она настолько прекрасно совладает с чувством собственного достоинства, что еще и способна острить в ответ на домыслы и подозрения окружающих, при этом она любит своего мужа и ей вовсе не все равно, что говорят. Надо обладать очень большим чувством выдержки, чтобы переживать все случившееся в себе, не с кем не поделившись. Ведь, как мы уже отметили, именно лучшая подруга встала между ней и ее любимым человеком.
Стоит сказать, что та самая верная и терпеливая жена подготовила изощренную месть, которая не только не опорочит ее доброе имя, но и возможно вернет внимание и прежнюю любовь мужа.
В самом начале спектакля на сцене появляется он и она, можно предположить, что это муж и жена, но нет, с такой яростной страстью могут смотреть на друг друга только любовники. Они сплетаются в диком танце греховного наслаждения, но это не может не радовать глаз, это красиво и в то же время вызывает эмоциональное понимание того, что чувствуют герои и как к этому следует относиться.
Однако, финальная сцена поражает еще больше. Здесь рассматривается уже любовь не как внезапно вспыхнувшее чувство, а как годами накопленное убеждение в том, что две составляющие, то есть два человека могут на самом деле быть единым целым и неделимым. Это было отображено в сцене, когда под звуки человеческого сердцебиения было показана вся сущность семейной жизни. Они чувствуют друг друга совсем на ином уровне и способны спасти от гибели одним лишь только присутствием рядом.
Премьера спектакля «Верная жена» Семена Спивака отлично демонстрирует ценность семейной преданности, безусловно, эта постановка нашла признание и в сердцах наших современников.
Текст: Алла Козбаненко
Фото предоставлены Молодежным театром на Фонтанке